Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Віртуальна довідка (36)Тематичний інтернет-навігатор (5)Автореферати дисертацій (47)Реферативна база даних (9627)Книжкові видання та компакт-диски (1015)Журнали та продовжувані видання (391)
Пошуковий запит: (<.>K=ПЕДАГОГІКА$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 146
Представлено документи з 1 до 20
...

   Тип видання:   наукове видання   
1.
 



A history of the university in Europe [Electronic resource] : in 4 vol. / ed. Walter Ruegg. - Cambridge : Cambridge university press, 2003
Переклад назви: Історія університетів в Європі

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 3 : Universities in the nineteenth and early twentieth centuries (1800–1945). - 2004. - 774 p.

T. 4 : Universities since 1945. - 2011. - 661 p.


This is the first of four volumes that will comprise A History of the University in Europe, covering the development of the university in Europe (East and West) from its origins to the present day. No other up-to-date, comprehensive history of this type exists: its originality lies in focusing on a number of major themes viewed from a European perspective, and in its interdisciplinary, collaborative and transnational character. Volume I, covering the Middle Ages, places the medieval European universities in their social and political context. After explaining the number and types of universities from their origins in the twelfth century to around 1500, it examines the inner workings as an institution and paints a general picture of medieval student life.



Кл.слова:
історія освіти -- навчальні заклади -- європейська педагогіка

   Тип видання:   науково-популярне видання   
2.
 


English, James F..
The global future of English studies [Electronic resource] / James F. English. - London : Wiley-Blackwell, 2012. - 212 p
Переклад назви: Глобальне майбутнє англійської освіти

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


I could not have written this book without assistance from faculty and students in various English departments around the world. My colleagues at Penn, especially Peter Conn and Max Cavitch, have been among my most thoughtful and well-informed interlocutors. During my time teaching at Kings College, London, I learned much about the specificities of the British system from conversations with Mark Turner, Jo McDonagh, and Gordon McMullan. When he was at the University of Edinburgh, John Frow engaged me in a project of administrative data exchange between the English departments there, at Penn, and at the University of Melbourne. Elizabeth Anderson performed heroic labor in assembling the Penn data for that study, the results of which proved helpful to this book in a number of ways. David Carter arranged for me to make an extended visit to the University of Queensland, where my sense of the situation of English departments in Australia was sharpened by conversations with Nathan Garvey, Roger Osborne, Ian Hunter, and David himself. I also learned much from the Australian and New Zealand scholars at the 2011 SHARP Conference in Brisbane, and especially from Simone Murray of Monash University, who, among other things, explained to me the “Melbourne model.” Henrik Enbohm of the Swedish Writers’ Union invited me to a large gathering of writers, scholars, and translators in Stockholm, where I was able to speak with faculty and graduate students from literature departments in Sweden and elsewhere in Scandinavia. Andrew Shields at the University of Basel provided me with helpful information about English studies in Switzerland and Germany, as did Philipp Schweighauser and Ina Habermann. In Vienna, my Austrian guide was Hanno Biber,and I am grateful to Lianna Giorgi of the ICCR and the Euro- Festival Project for arranging my visit to that city, as well as to Bologna.Most recently, Rudolph Glitz arranged for me to visit the University of Amsterdam and provided clear and detailed answers to my queries regarding English studies in the Netherlands. For helping me to learn something about English departments in China, I owe a particular debt to Danling Li, my tireless guide and native informant in Beijing, who has continued to assist me back in Philadelphia. Wang Ning arranged my visit to Tsinghua University and set up a series of meetings and meals there; Shen Anfeng gave me a most informative tour of the campus. Mao Liang arranged my visit to Peking University, where he, Ding Hongwei, Thomas Rendall, and Shen Dan all patiently answered my many questions about their students, curriculums, teaching methods, and funding arrangements. Zhang Hongxia was a charming and informative guide in Shanghai. Junsong Chen of Shanghai International Studies University led me on a most enlightening tour of the English literature section of the SISU bookstore. He Weiwen, vice dean of the School of Foreign Languages at Shanghai Jiaotong University, hosted me on his campus, where I enjoyed helpful discussions with him and Wang Zhenhua. Sun Jian, the chair of English at Fudan University, generously made time for me in the middle of a busy week. My visit to Nanjing University was especially productive, and Liu Haiping did me great service in arranging for meetings with groups of administrators, faculty, and graduate students. Especially helpful was the participation of Yang Jincai, the dean of the School of Foreign Studies, and Gao Wei, Zhu Gang, Zhao Wenshu, Zhu Xuefeng, Hu Jing, and Fan Hao. Finally, Phoebe Liu, my student at Penn, translated Chinese documents and websites for me, and canvassed her friends at universities in China for information that we could not find online. No one has assisted me more with this book than David Dunning, who prepared all the charts and contributed much clarity of thought to the task of gathering and analyzing the statistical data. David also read the book in manuscript, steering me around numerous mistakes, as did the copyeditor Cheryl Adam at a later stage in the process. Fraser Sutherland worked rapidly to prepare an index. Aileen Castell was a superbly efficient project manager. Emma Bennett is the editor who originally encouraged me to write the book for her Manifesto series, and Ben Thatcher kept the projectmoving forward despite my habitual dodges, detours, and delays. None of these people will fully agree with the analysis and arguments in the book. Nor do they share responsibility for whatever errors of fact and flaws of reasoning it contains. But the opportunity to discuss with them the present circumstances and possible futures of a discipline in which we are all invested has greatlyenriched my understanding and enlivened my professional life these past few years.



Кл.слова:
наука -- педагогіка -- Англія -- дослідження

   Тип видання:   наукове видання   
3.


Literacy in America [Electronic resource] : an encyclopedia of history, theory, and practice / ed. B. J. Guzzetti. - Santa Barbara : ABC-CLIO, 2002. - 779 p.
Переклад назви: Письменність в Америці: Енциклопедія історії, теорії, і практики

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Written for an audience embracing both students being introduced to theories and terminology of literacy and specialists in the field, the A-Z entries fall into five categories. The first and most numerous covers "definitions, process, influences, issues, types, and theories." The others cover "literacy assessment, literacy instruction, literacy resources and organizations, and literacy professional publications and reports." Throughout, literacy is examined not just as the capability of an individual to read and write but also as a dynamic force in society. Entries such as Gender and writing, Literacy and culture, Social nature of literacy, and Television and reading demonstrate literacy's inseparability from the society in which it functions. So, too, do articles on forms of expression that express social trends; these include Comics, Graffiti, and Instant messaging. The great majority, however, treat concepts and terms related to the study, acquisition, and teaching of literacy. These include Ebonics, Fluency, Reading clinics, Spelling, and Writing assessment. Complementary articles treat both sides of controversial issues such as the phonics-whole language debate.



Кл.слова:
освіта -- грамотність -- педагогіка

   Тип видання:   енциклопедія   
4.

Reill, Peter Hanns.
Encyclopedia of the Enlightenment [Electronic resource] / Peter Hanns Reill, Ellen Judy Wilson. - New York : Facts On File, Inc., 2004. - 689 p
Переклад назви: Енциклопедія Просвітництва

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


A resource on the Age of Enlightenment, which spanned the late 17th through the 18th centuries and replaced superstition and religious despotism with reason and rationality, Encyclopedia of the Enlightenment, Revised Edition is a tool for students and the general public. Conceived and written as a point of departure for anyone who wishes to encounter this remarkable age of Kant, Newton, Descartes, Mozart, and Voltaire, this work surveys a vast landscape of ideas, historical figures, and events. Featuring articles on general topics, such as science, education, art and architecture, aesthetics, and music, personalities, countries, notable works, and concepts, this encyclopedia features more than 120 black-and-white photographs and provides cross-references throughout. Further readings follow all major articles. An introduction, chronology, bibliography, and index round out the features of this resource to the period that informed both the birth of the United States and the modern era.



Кл.слова:
мистецтво -- культурна політика -- педагогіка

   Тип видання:   підручник   
5.

Євтух, Миколай Борисович.
Соціальна педагогіка [Електронний ресурс] : підручник / М. Б. Євтух, О. П. Сердюк ; Міжрегіональна академія управління персоналом. - 2-е вид., стереотип.. - К. : [б. в.], 2003. - 232 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ




Кл.слова:
саморозвиток суспільства -- управлінське рішення

   Тип видання:   науково-популярне видання   
6.

Ємець, А. А.
Як навчити вашу дитину виразно читати і заучувати вірші [Електронний ресурс] / А. А. Ємець. - Х. : Ранок, 2009. - 96 с.. - (Сімейна педагогіка)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У переважної більшості дітей від народження добре розвинуті пам’ять і артистизм, проте деяким з них усе одно важко запам’ятати й вивчити напам’ять вірш або хоча б виразно його прочитати. Якщо ви прагнете допомогти в цьому своїй дитині, ця книга для вас! У ній подано відповіді на основні питання, які виникають у дорослих при ознайомленні дітей із віршованими творами. У книзі ви знайдете пояснення прийомів і методів, літературні вправи та ігри, що допомагають формувати позитивне ставлення дитини до поезії, розвивати вміння виразно читати та заучувати вірші. Книга призначена турботливим батькам, учителям початкових класів, вихователям груп подовженого дня, гувернерам, репетиторам, а також студентам педагогічних ВНЗ.



Кл.слова:
виховання -- розвиток дитини

   Тип видання:   життєпис   
7.


І прызванне, і лёс [Електронний ресурс] : жыццё і дзейнасць вучонага-педагога прафесара Фамы Антонавіча Бельскага / уклад. і камент. А. І. Бельскага. - Мінск : Рэдакцыя часопіса «Роднае слова», 2012. - 139 с.
Переклад назви: І покликання, і доля: життя та діяльність вченого-педагога професора Фоми Антоновича Бельського

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Текст у форматі PDF 0.37 Мб


Зборнік склалі артыкулы пра жыццё і творчы шлях Фамы Антонавіча Бельскага (1890—1952), які працаваў у вышэйшых навучальных установах Украіны, Беларусі, Расіі і Узбекістана. Прасочваецца станаўленне асобы таленавітага педагога і вучонага, характарызуецца дзейнасць прафесара як арганізатара адукацыі і навукі, асэнсоўваюцца яго навуковыя падыходы і погляды. Выданне прымеркавана да 120-годдзя з дня нараджэння і 60-годдзя з дня смерці вучонага. Адрасуецца даследчыкам гісторыі адукацыі і педагагічнай думкі, выкладчыкам, метадыстам, краязнаўцам, работнікам бібліятэчных устаноў.



Кл.слова:
педагогіка -- наукова діяльність

   Тип видання:   хрестоматія   
8.


Історія української школи і педагогіки [Електронний ресурс] : хрестоматія / укл. О.О. Любар. - К. : Знання, 2005. - 767 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У навчальному посібнику подаються найяскравіші й найхарактерніші твори (або уривки з них) видатних українських просвітителів і педагогів, документи про школу, архівні матеріали, що свідчать про стан освіти й педагогічної думки різних часів, включаючи сучасність. Значна увага приділяється творчій спадщині вітчизняних просвітителів, праці яких у колишньому СРСР не друкувалися. Всебічний аналіз наведених творів допоможе читачеві осмислити особливості розвитку рідної школи й педагогічної науки, сприятиме формуванню науково-педагогічного мислення, розширенню його педагогічного світогляду, зростанню рівня педагогічної культури. Посібник розрахований на студентів вищих педагогічних навчальних закладів, учителів, працівників органів освіти, науковців, усіх, хто цікавиться історією української школи та педагогічної думки



Кл.слова:
педагогіка -- аналіз -- освіта -- метод

   Тип видання:   науково-популярне видання   
9.


Історія Харківського університету (1804-2006) [Електронний ресурс] : у 3 ч.: Сист. бібліогр. покажч. / уклад.: М. Г. Швалб, В. Д. Прокопова. - Х. : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2007. - 770 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Даний фундаментальний бібліографічний покажчик відображає історію найстарішого вищого навчального закладу України за 200 років його існування. Покажчик складається з трьох частин та висвітлює історію університету відповідно за 1804- 1917, 1917-1980, 1980-2006 рр. Бібліографічний покажчик буде корисний усім, хто цікавиться історією Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна, розвитком науки в Харківському університеті й в Україні, історією вищої освіти, становленням та розвитком журналістики і художньої літератури в Україні. Покажчик приверне увагу і тих, хто хоче довідатися про створення і подальше існування таких відомих закладів міста Харкова, як астрономічна обсерваторія, ботанічний сад, зоопарк, художній музей, музей природи та ін. Читач, який вивчає історію інших харківських вузів, зокрема Харківського медичного університету та Національної юридичної академії ім. Ярослава Мудрого, знайде у покажчику багатий матеріал про їх історичне коріння.



Кл.слова:
педагогіка -- освіта -- історія педагогіки -- вищий навчальний заклад

   Тип видання:   навчальний посібник   
Категорія: Біологічні науки   
10.

Акимов, С. С.
Биология в таблицах, схемах, рисунках [Електронний ресурс] / С. С. Акимов, А. Х. Ахмалишева, А. В. Хренов. - Изд. 2-е испр. и доп.. - М. : Лист, 1998. - 96 с.. - (Школа в клеточку)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Данное справочное пособие содержит изложенный в сжатой и доступной форме основной материал школьного курса биологии. Оформленное в виде таблиц и схем пособие обеспечивает оптимальное усвоение материала.



Кл.слова:
педагогіка -- шкільна програма

   Тип видання:   зб. статей   
11.


Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Електронний ресурс] : сборник докладов международной научной заочной конференции / ред. О. В. Воробьева [и др.]. - Липецк : Де-факто, 2010

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. II : Психологические науки. - 2010. - 224 с.


Сборник включает тексты научных докладов участников Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики», состоявшейся 20 марта 2010 г. в г. Липецке (Российская Феде- рация). В сборнике представлен 151 научный доклад из семи стран Европы и Азии: Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Латвии, Литвы, России, Украины. Доклады сгруппированы по секциям в соответствии с принятой класси- фикацией направлений в психологической и педагогической науке.



Кл.слова:
психологія -- педагогіка

   Тип видання:   методичний посібник   
Категорія: Математика   
12.

Арнольд, И. В.
Отрицательные числа в курсе алгебры [Електронний ресурс] : пособие для учителей / И. В. Арнольд. - М. ; Ленинград : Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 82 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Для того, чтобы выбрать правильный путь, помочь учащимся быстрее преодолеть естественно возникающие затруднения, преподаватель должен с возможно большей отчетливостью и полнотой ориентироваться как в теоретической стороне дела, так и в тех методических приемах, которые могут найти применение в нужных случаях. Настоящая брошюра и имеет целью помочь в этом преподавателю.



Кл.слова:
математика -- педагогіка -- освіта -- алгебра -- число

   Тип видання:   науково-популярне видання   
13.
 


Бабушкина, Т.
Что хранится в карманах детства [Електронний ресурс] : события, объединяющие больших и маленьких, или Уроки фантазии / Т. Бабушкина. - 3-е изд., доп.. - М. : Речь, 2011. - 320 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Это книга о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Автор показывает, насколько привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых. «Ведь человек, думающий о судьбах детства, может прокладывать своё собственное время через всеобщие уроки и уравнивающие обстоятельства. Он может пытаться привнести свои ценности в современную ситуацию, чуть меняя её к лучшему».



Кл.слова:
педагогіка -- дитина

   Тип видання:   методичний посібник   
14.

Битянова, М. Р.
Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Електронний ресурс] : научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова ; Московский городской психолого-педагогический университет. - М. : Изд-во МГППУ, 2006. - 96 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Развивающая работа — одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В научно-методическом пособии изложен подход к построению развивающей системы в образовательном учреждении в рамках модели психолого-педагогического сопровождения школьников. Акцент сделан на ее отдельных формах — игре, уроке, тренинге, психологической акции и др. Даны конкретные рекомендации по сценированию этих форм, приведены сценарии развивающих игр, уроков и мероприятий. Книга содержит большой практический материал. Адресовано психологам образования, социальным педагогам, педагогам-воспитателям, организаторам внеклассной работы с детьми и подростками.



Кл.слова:
психологія освіти -- шкільний психолог -- педагогіка

   Тип видання:   навчальний посібник   
15.

Брызгалова, Светлана Ивановна.
Введение в научно-педагогическое исследование [Електронний ресурс] : учебное пособие / С. И. Брызгалова ; Калининградский государственный университет. - 3-е изд., испр. и доп.. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 151 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В пособии рассматриваются сущность, характеристики, классификации педагогических исследований; методологический аппарат; теоретические и эмпирические методы педагогического исследования, психологические и социологические методы в педагогическом исследовании; вопросы оформления научно-педагогического текста (стиль, справочно-библиографический аппарат, экстралингвистический материал), материалы по процедуре и этикету защиты курсовой и дипломной работы; вопросы для самооценки уровня подготовленности к проведению научно-педагогического исследования в вузе и школе. Теоретический материал сопровождается многочисленными примерами. Предназначается для студентов, работающих над курсовыми и дипломными исследованиями, преподавателей, руководящих научной работой студентов, аспирантов.



Кл.слова:
педагогіка

   Тип видання:   навчальний посібник   
16.

Брызгалова, Светлана Ивановна.
Проблемное обучение в начальной школе [Електронний ресурс] : учеб. пособие / С. И. Брызгалова ; Калининградский государственный университет. - 2-е изд., испр. и доп.. - Калининград : Изд-во КГУ, 1998. - 91 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Раскрываются основные понятия концепции проблемного обучения: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе. Предназначается для студентов педагогического факультета, учителей и специалистов, занимающихся теорией и практикой проблемного обучения.



Кл.слова:
педагогіка

   Тип видання:   методичний посібник   
17.

Булатова, О. С.
Педагогический артистизм [Електронний ресурс] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. - М. : Изд. центр "Академия", 2001. - 240 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Перед отечественной педагогикой XXI века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания.



Кл.слова:
педагогіка -- формування

   Тип видання:   життєпис   
18.

Бунаков, Н. Ф.
Записки Н.Ф. Бунакова. Моя жизнь [Електронний ресурс] : в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной 1837-1905 / Н. Ф. Бунаков. - С.-Петербург : Общественная польза, 1909. - 364 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Николай Фёдорович [26. 11 (8. 12). 1837, Вологда,-8(21). 12. 1904, Петербург], русский педагог, последователь К. Д. Ушинского, теоретик и практик нач. обучения, методист и автор учебников и учебных пособий по рус. яз. Б. отстаивал идею всеобщего обязательного и бесплатного обучения, требовал повышения общеобразоват. уровня нар. школы и приближения её к потребностям жизни. В открытой им в Воронеже нач. школе Б. проводил большую методич. работу (1867-84). Поселившись в 1884 в с. Петине (Воронежская губ. ), он построил на свои средства нар. школу, сам преподавал в ней, открыл школу для взрослых и нар. библиотеку, был организатором и руководителем первого в России крестьянского самодеят. театра. В 1873-83 и в 1896-1901 руководил в нескольких губерниях земскими летними учительскими съездами-курсами. В 1902 Петинская школа и др. просветительные учреждения, созданные Б., были закрыты, а сам Б. лишён права заниматься пед. и общественной деятельностью, выслан и отдан под надзор полиции. Соч. : Избр. педагогические сочинения, М., 1953; Родной яоык как предмет обучения в начальной школе с трёхгодичным курсом. 18 изд., СПБ, [1914]; Как я стал и как перестал быть "учителем учителей", СПБ, 1905; Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, СПБ, 1909. Лит.: М а к е д о н о в Л. В., Николай Федорович Бунаков, его жизнь, деятельность, СПБ, 1907; Соловьев В. М., Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Н. ф. Бунакова, М., 1960.



Кл.слова:
педагогіка -- освіта -- історія педагогіки -- Російська імперія

   Тип видання:   навчальний посібник   
19.

Бурлачук, Л. Ф.
Основы психотерапии [Електронний ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, которые обучаются по специальности "психология" / Л. Ф. Бурлачук. - К. : Ника-Центр, 1999. - 320 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям `Психология` и `Социальная педагогика` признано одним из лучших среди поданных на конкурс, организованный Международным Фондом `Возрождение` в рамках программы `Трансформация гуманитарного образования в Украине`. Министерство образования Украины и Международный фонд `Возрождение`, который представляет всемирную сеть фондов, основанных известным американским предпринимателем и общественным деятелем Джорджем Соросом, будут благодарны за отзывы, предложения и замечания об издании во время его экспериментальной проверки в учебных аудиториях.



Кл.слова:
педагогіка -- гуманітарні науки

   Тип видання:   монографія   
20.

Варламова, Антонина Яковлевна.
Школьная адаптация подростков [Електронний ресурс] / А. Я. Варламова ; Волгоградский государственный педагогический университет, Институт проблем личностно ориентированного образования. - Волгоград : [б. и.], 2001. - 144 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В данной монографии отражена система деятельности педагогического коллектива по профилактике дезадаптации подростков. Книга адресуется учителям, классным руководителям, социальным педагогам, родителям, студентам и всем, кто неравнодушен к вопросам формирования личности подростка.



Кл.слова:
психологія освіти -- педагогіка
...
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського