Головна сторінка     Історико-культурні фонди  
  Електронний каталог  
  Інформаційно-бібліографічний сервіс  
 Філософська бібліотека НБУВ 

Бази даних


Філософам - Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Вид пошуку

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Філософам - Електронний каталог НБУВ (151)Філософам - Інформаційні ресурси Інтернет (1)
Пошуковий запит: ((<.>U=Ю0/8$<.>)+(<.>U=Ю2$<.>)+(<.>U=Ю6$<.>)+(<.>U=Ю4$<.>)+(<.>U=Ю3$<.>)+(<.>RZN=Ю2$<.>))*(<.>K=МОВН$<.>+<.>K=ГРА$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 78
Представлено документи з 1 до 20
...

   
Тип видання: наукове видання   
1.

Витгенштейн, Людвиг.
Голубая и коричневая книги [Електронний ресурс] : предварительные материалы к "Философским исследованиям" : пер. с англ. / Людвиг Витгенштейн. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008. - 256 с. - (Пути философии)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В данном издании публикуются лекции и заметки Людвига Витгенштейна, явившиеся предварительными материалами для его Философских исследований, одного из главных философских произведений XX века. Голубая книга представляет собой конспект лекций, прочитанных Витгенштейном студентам в Кембридже в 1933-34 гг. Коричневая книга была также надиктована философом его кембриджским ученикам. Именно здесь Витгенштейн пытается в популярной форме рассказать о ключевых для его поздней философии темах, а также дает подробный перечень и анализ языковых игр (в дальнейшем он не будет останавливаться на их детализации столь подробно). Голубая и коричневая книги, классические тексты позднего Витгенштейна, дают нам возможность окунуться в необычный философский поток сознания и из первых рук узнать о размышлениях человека, который коренным образом изменил ход современной философии.

Кл.слова:
мовна гра -- філософія мови


   
Тип видання: наукове видання   
Категорія: Релігія   
2.

Фулканелли
Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Фулканелли. - М. : Энигма, 2004. - 365 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга раскрывает секреты алхимии, зашифрованные в памятниках гражданской архитектуры старой Франции. Фулканелли больше, чем кто-либо, уделил внимание практическим вопросам традиционной науки, собрав воедино различные ее части. Автор подробно описал все операции Делания, однако, намеки, а то и прямые советы разбросал по разным главам. Так что разгадывание философской мозаики-ребуса уже само по себе доставит наслаждение читателю. Предмет книги не сводится исключительно к алхимическим тайнам. Автор предпринимает обширный экскурс в историю, лингвистику, искусствоведение, филологию и краеведение, выказывая феноменальную эрудицию.

Кл.слова:
Magnum opus -- містика -- алхімія


   
3.

Томпсон, М.
Философия науки [Електронний ресурс] : пер. с англ. / М. Томпсон. - М. : ФАИР-Пресс, 2003. - 304 с. - (Грандиозный мир)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга представляет собой краткий обзор вопросов, которые изучает философия науки. Основное внимание автор уделил истории научной мысли, важнейшим научным и философским концепциям, а также проблемам, связанным с влиянием науки на жизнь общества. Написанная доступным языком, книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся данной темой.

Кл.слова:
наукова думка


   
Тип видання: життєпис   
4.

Стретерн, Пол.
Гегель за 90 минут [Електронний ресурс] : пер. с англ. / П. Стретерн. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 78 с. - (Философы за 90 минут)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Диалектический метод Гегеля породил самую грандиозную и могущественную систему в истории философской мысли. А Карл Маркс, впитав идеи Гегеля, разработал учение, которое породило самую громоздкую и могущественную политическую систему в ис- тории человечества. Так диалектический метод действовал на прак- тике - хотя, узнай об этом Гегель, он, вероятно, был бы удивлен. В книге дан краткий обзор жизни и идей философа.

Кл.слова:
життєвий шлях


   
Тип видання: підручник   
5.

Стретерн, Пол.
Аристотель за 90 минут [Електронний ресурс] : пер. с англ. / П. Стретерн. - М. : АСТ, 2005. - 77 с. - (Философы за 90 минут)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Человечеству понадобилось более двадцати веков, чтобы исчерпать аристотелевскую систему мышления. Это является лишним подтверждением ее глубины и научной состоятельности. Даже закат аристотелевской системы стал толчком к возникновению ряда новых будоражащих мысль философских вопросов. С какими еще пределами столкнется в своем развитии человеческое познание? Где границы нашего сегодняшнего способа мышления? П. Стретерн предлагает краткий очерк жизни и основных идей Аристотеля, интересных нам и сегодня.

Кл.слова:
життєвий шлях


   
Тип видання: підручник   
6.

Любищев, А. А.
Линии Демокрита и Платона в истории культуры [Електронний ресурс] / А. А. Любищев. - СПб. : Алетейя, 2000. - 256 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Александр Александрович Любищев (1890-1972) не имел академических званий, но он оставил гигантское рукописное наследие, по мере публикации которого имя его стало упоминаться рядом с именами К. Линнея, Н. Вавилова, В. Вернадского. Широкому кругу читателей А. А. Любищев известен по повести Д. Гранина «Эта странная жизнь», не раз переизданной. «Линии Демокрита и Платона в истории культуры» — центральное философское сочинение А. А. Любищева, над которым он начал работать еще в 1917 году. Будучи чрезвычайно эрудированным человеком, автор на большом числе исторических примеров и с поразительной тщательностью показывает плодотворность идеалистического мировоззрения в отличие от материалистического. Для широкого круга читателей, склонных к философскому осмыслению действительности.

Кл.слова:
ідеалізм -- дійсність -- антична філософія


   
Тип видання: наукове видання   
Категорія: Біологічні науки   
7.

Мечников, И. И.
Этюды оптимизма [Електронний ресурс] / И.И. Мечников. - М. : Наука, 1988. - 328 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Если бы предлагаемая читателю книга не появилась сначала за границей, я сомневаюсь, увидела ли бы она свет в России. Трактат о человеческой природе и о средствах изменить ее с целью достижения наибольшего счастья должен показаться теперь очень многим русским читателям величайшим анахронизмом. Несмотря на столь свойственную русским людям любовь к теоретизированию, наука в России переживает продолжительный и тяжелый кризис. На науку не только нет спроса, но она находится в полнейшем загоне. Когда-то, в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов прошлого столетия, в России сразу воспрянул научный дух. Отчасти под влиянием Бокля, высказавшего ту мысль, что прогресс обусловливается более всего успехами положительного знания, молодежь с особенным рвением принялась за изучение естественных наук. Сразу определилось несколько очень выдающихся талантов, и русские ученые сделали себе имя и в Европе. Многие из деятелей того времени уже сошли в могилу, но достаточно напомнить имена Бутлерова, Менделеева, Александра Ковалевского, Сеченова, Боткина, чтобы дать понятие о силе роста научного движения в России в указанную эпоху. , Одно время казалось даже, что науке суждено свить себе в России прочное гнездо, и подобно тому как для Франции характерно развитие математики и изящных искусств, для Англии и Северо-Американских Штатов—процветание прикладного знания, так для России, рядом с Германией, будет особенно характерно споспешествование науке вообще и естествознанию в частности. Но этим надеждам не суждено было осуществиться. После некоторого периода расцвета вскоре наступило значительное затишье, и только по временам стали всплывать отдельные таланты, способные двигать науку в России.

Кл.слова:
наука -- прогрес


   
Тип видання: наукове видання   
8.

Головко, Н. В.
Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность [Електронний ресурс] : учебное пособие / Н. В. Головко. - Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т., 2006. - 226 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Пособие посвящено анализу методологических проблем познания физической реальности, возникающих в связи с необходимостью применения в науке концептуального пространства и времени. Являясь основными элементами научной картины мира, эти представления оказывают определяющее воздействие на методологию научного поиска, развитие теоретического знания и мировоззрение исследователя. В центре внимания классические проблемы фундаментальных естественно-научных представлений о пространстве и времени в рамках программы научного реализма. Пособие предназначено для слушателей спецкурса «Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени», читаемого в магистратуре философского факультета НГУ, – магистрантов, проходящих подготовку по специализациям «Онтология и теория познания» и «Философия и методология науки и техники» в рамках дисциплины «Философия науки», а также для студентов, магистрантов и аспирантов других специальностей, слушающих курсы «Философия», «Философия науки», «История и философия физики», «История и философия математики», «История и философия естествознания» и другие курсы, предусматривающие обращение к вопросам философско-методологического сопровождения теоретического ядра современного естествознания. Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Программы грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект МК-1862.2005.6), а также грантов Лаврентьевского конкурса молодежных проектов СО РАН – 2006 (проект № 153) и Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-03-90305 а/Б).

Кл.слова:
методологія


   
Тип видання: наукове видання   
9.

Пирс, Ч.
Начала прагматизма [Електронний ресурс] / Ч. Пирс. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ : Алетейя, 2000. - 352 с. - (Метафизические исследования. Приложение к альманаху)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Во второй том настоящего издания включена наиболее известная издательская компиляция «Спекулятивная Грамматика», а также переписка Пирса с секретарем Смитсоновского института профессором Сэмуэлем Лэнгли и Виолой Уэлби, автором вышедшей в одно время с Principia Mathematica книгой «Что такое Значение». Пирс не ограничивает знак функциями обозначения и сообщения, но говорит о нем как о некоем учреждающем событии репрезентации — действия, подчиненного особой семиотической каузальности и организующего взаимосвязь между чувственной достоверностью и мотивацией человеческих поступков, между эгоистическим намерением и публичной истиной, между словами и вещами. Понятия убеждения, значения, истины, реальности формируют условия успешной интерпретации помимо опыта индивидуального сознания, по ту сторону индивидуальной воли. Обращаясь к этим понятиям, семиотика Пирса сохраняет за собой стремление классического трансцендентализма к исследованию условий возможности интерсубъективного знания, но при этом отказывается от фундаментального для трансцендентальной философии понятия сознания и всех связанных с ним методологических процедур, осуществляя попытку доказать, что феномен и суждение обладают особого характера общим онтологическим источником, а не просто набрасывают друг на друга некую общую меру. Путь семиотики — поистине «путь отчаяния», осуществление «трагической судьбы достоверности себя самого». Но теперь уже не сознание, а Убеждение выступает в качестве единственного гаранта синхронности индивидуального намерения и смысла происходящего в действительности.

Кл.слова:
метафізика -- семіотика -- феноменологія


   
Тип видання: наукове видання   
10.

Кант, І.
Естетика [Електронний ресурс] : пер. с нем. / І. Кант. - Л. : Аверс, 2007. - 360 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Проблеми філософсько-естетичної спадщини І. Канта не втрачають свого значення і зараз. Сьогодні нам особливо близькі думки філософа про гуманістичному зміст естетичного ідеалу, про красу як «символ моральності» і «вільної гри» душевних сил людини як основі естетичної насолоди, про роль людського спілкування у пробудженні інтересу до прекрасного, про моральний значенні естетичного сприйняття природи та ін . Не маючи перекладів творів Канта на українську мову, ми маємо тим не менше свідчення досить широкого засвоєння його ідей діячами української культури. Вже з самого початку XIX ст. естетику в Харківському університеті викладають професора, близько знайомі з поглядами Канта. Так, явний вплив кантівської естетики простежується в підручнику харківського професора Л. Якоба. Почавшись у період становлення в Україні естетики як самостійної галузі філософських знань та академічної дисципліни, знайомство з Кантом залишається і далі необхідним елементом освіченості. Серед тих, хто висловлює оригінальні судження щодо кантівської філософії, не тільки фахівці-філософи, а й письменники, громадські діячі - І. Я. Франка, П. А. Грабовський.

Кл.слова:
філософія


   
11.

Лєвашов, Н. В.
Неоднорідний Всесвіт [Електронний ресурс] : науково-популярне видання / Н. В. Лєвашов. - Архангельск : [б. в.], 2006. - 396 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


У книзі автор викладає свою теорію простору. Ця теорія дозволяє пояснити практично всі явища живої і неживої природи. Розглядаючи взаємодію безперервно мінливого неоднорідного простору з матерією, яка має конкретні властивості і якості, автор вводить поняття «квантування простору за матеріями». Подібний підхід дозволяє звести всі природні явища в одну гармонійну, не суперечливу систему. І, як наслідок, вперше з’являється можливість пояснити природу гравітаційного, магнітного та електричного полів, як результат взаємодії неоднорідного простору з неоднорідно розподіленою в ньому матерією. Використовуючи принцип неоднорідності, автор показує єдність законів природи на рівні макро- і мікрокосмосу. Уперше сформульовані необхідні та достатні умови для виникнення життя не лише на нашій планеті, але і на мільярдах інших планет із моменту їх виникнення. Книга буде цікавою як для учених і філософів, фахівців, викладачів, так і для широкого кола читачів, кому небайдужі проблеми пізнання життя на Землі і досягнення вищого рівня свідомості розумної матерії.

Кл.слова:
теорія простору


   
Тип видання: наукове видання   
12.

Гоббс, Т.
Сочинения [Електронний ресурс] : в 2 т. / Т. Гоббс. - М. : Мысль, 1989-1991. - (Философское наследие)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В первый том Сочинений английского философа Т. Гоббса аключены основные работы, представляющие его натурфилософию, теорию познания и социально-политические взгляды: трилогия "О теле", "О человеке", "О гражданине" (на русском языке полностью публикуется впервые), "Человеческая природа", "О свободе и необходимости". Во второй том Сочинений Т. Гоббса входит знаменитое произведение философа "Левиафан", Приложение к "Левиафану" - впервые публикуемое на русском языке, - а также его историческое сочинение "Бегемот, или Долгий парламент" (в сокращении).

Кл.слова:
натурфілософія -- буття -- пізнання -- раціоналізм -- суспільний договір


   
Тип видання: наукове видання   
13.


Фрагменты ранних греческих философов [Електронний ресурс]. - М. : Наука, 1989. - (Памятники философской мысли)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга содержит перевод всех сохранившихся фрагментов доплатоновских философов от орфиков до атомистов (исключая последних), а также биографических и доксо-графических свидетельств о них. В основу положены собрание Дильса-Кранца и новейшие отдельные издания, дополненные переводчиком. Для историков философии и науки, антиковедов и всех интересующихся античной философией

Кл.слова:
філософія -- філософське вчення


   
Тип видання: наукове видання   
14.

Эмпирик, С.
Сочинения в двух томах [Електронний ресурс] / С. Эмпирик. - М. : Мысль, 1975-1976. - (Философское наследие)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Секст Эмпирик – выдающийся античный философ, последний представитель школы античного скептицизма. В первом томе собрания сочинений опубликованы наиболее важные его работы: «Две книги против логиков» и «Две книги против физиков» из большого трактата «Против ученых», представляющие собой ценнейший источник сведений по истории различных философских школ античности. Второй том содержит семь книг из трактата «Против ученых» и «Три книги Пирроновых положений». Оба произведения посвящены изложению принципов скептического поведения и критическому рассмотрению основных вопросов античной логики, математики, физики, а также ряда частных и специальных проблем грамматики, риторики, астрологии, музыки, медицины и других наук древности. Содержание первого тома: А.Ф.Лосев. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика ПРОТИВ УЧЕНЫХ Книги VII–VIII. Две книги против логиков Книга первая Книга вторая Книги IX–X. Две книги против физиков Книга первая Книга вторая Примечания Содержание второго тома: ПРОТИВ УЧЕНЫХ Книга XI. Против этиков Книги I–VI. Против разных наук Книга I. [Вступление] Книга I. [Продолжение] Против грамматиков Книга II. Против риторов Книга III. Против геометров Книга IV. Против арифметиков Книга V. Против астрологов Книга VI. Против музыкантов ТРИ КНИГИ ПИРРОНОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ Книга первая Книга вторая Книга третья Примечания Указатель имен Предметный указатель

Кл.слова:
наука -- граматика -- фізика -- логіка


   
Тип видання: наукове видання   
15.

Подорога, В. А.
Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Семен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка [Електронний ресурс] / В. А. Подорога. - М. : Ad Marginem, 1995. - 428 с. - (Философия по краям)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Произведения Киркегора, Ницше, Хайдеггера сопротивляются общепринятым нормам историко-философского анализа, так как обладают индивидуальными коммуникативными измерениями и ценностями, которые обычно не принимаются во внимание классическими и "школьными" типами философской рефлексии. Их необходимо читать (т.е. относиться к ним как к текстам) читать, прежде чем "мыслить"... Читать, но в то же время и удерживать в аналитическом сознании имманентную структуру того, как мы читаем. Но что значит "удержать"? Это значит, как я полагаю, включиться в ритм сверхмедленного восприятия философского текста, чтобы словно под действием цайтлупы можно было проследить, как становится форма содержания философского произведения во взаимоотношении с его коммуникативными средствами и ценностями, т.е. формой выражения. Говоря несколько иначе, проследить, как взаимодействуют между собой в границах произведения структуры смысла и выражения. Найти возможный ответ на старинный вопрос: как сделано философское произведение?

Кл.слова:
історико-філософський аналіз -- філософська рефлексія


   
Тип видання: підручник   
16.

Дильтей, В.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Хотя в истории философии XX века Вильгельм Дильтей имеет устойчивую репутацию «классика герменевтики» как посредника между «традиционной герменевтикой» Шлейермахера и «философской герменевтикой» Гадамера, обсуждение этой темы занимает в его обширном наследии весьма скромное место, да и сам термин «герменевтика» встречается в его основных трудах довольно редко. Этот факт тем более удивителен, что уже в самом начале своей научной карьеры (в возрасте 27 лет) Дильтей подготовил подробнейшее исследование по истории герменевтики. Это исследование он представил в 1860 г. в качестве сочинения на конкурс, объявленный обществом Шлейермахера по теме -«осветить особые заслуги герменевтики Шлейермахера в сравнении с ранними трактовками этой науки, в особенности у Эрнести и Кайля». Конкурсное сочинение Дильтея «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики», открывающее настоящий том, содержит в первой части обстоятельный анализ правил понимания и интерпретации (в трудах Флация), выработанных протестантской герменевтикой в конфессиональных спорах о самодостаточности и общепонятности Священного Писания. Развитие герменевтической техники в эпоху Просвещения Дильтей рассматривает как исходный пункт герменевтики Шлейермахера, который переходил от формулировки правил грамматической и исторической интерпретации к систематическому исследованию самого процесса понимания. В контексте дискуссий немецкого идеализма и романтизма, влияние которых на становление теории Шлейермахера подробно раскрывает Дильтей, проблема постижения творческой индивидуальности приобретала решающее значение. С ней было связано и перенесение в герменевтике интереса толкователя с понимания отдельных мест текста на понимание целостного замысла автора. Грамматическая интерпретация подчинялась психологической, долженствующей прояснить генезис авторской идеи, а в ее перспективе детально реконструировать смысл всего произведения. Философские результаты, а вместе с тем и внутренние противоречия такого определения герменевтики Дильтей анализирует в ходе реконструкции теории Шлейермахера и ее применений к пониманию искусства, религии и истории философии. При жизни Дильтея его конкурсная работа осталась не напечатанной и увидела свет лишь столетие спустя после ее написания, в рамках нового издания Дильтеевой биографии Шлейермахера. При жизни Дильтей опубликовал лишь отрывки своего сочинения, самым важным из которых была его статья «Возникновение герменевтики» (1900). В этой статье он, правда, расширяет горизонт исторического рассмотрения, обращаясь к истокам теорий истолкования в античности и раннем христианстве. Здесь же, а особенно в рукописных дополнениях к статье, Дильтей дает набросок систематических задач герменевтики, определяемой им как составная часть логико-методологического обоснования гуманитарных наук. В анализе понимания должны быть обоснованы всеобщие принципы гуманитарных наук, оправдывающие значимость их познавательных результатов. При этом герменевтика выполняет функцию связующего звена между общефилософским прояснением отношения жизни и познания, с одной стороны, и практикой гуманитарных наук, с другой. Во второй части тома публикуются важнейшие работы Дильтея по теории литературы и эстетике. В работе «Воображение поэта. Элементы поэтики» (1887) исследуется центральная для философской концепции Дильтея тема связи индивидуального переживания и его выражения в формах культуры. Прообразом этой связи является процесс создания художественных образов, реализуемый поэтическим воображением. Дильтея интересует воображение как комплексный процесс, коренящийся в элементарных структурах психических актов и развивающийся в сложную систему зрительных и языковых образов, составляющих художественное произведение как культурный феномен. Правда первоначальная ориентация на постижение психической природы поэтического переживания уступает у него впоследствии место анализу выражений переживаний в языке и соответственно исследования процесса понимания этих выражений. Отчетливо этот переход от психологической эстетики к изучению историко-культурного бытия искусства наблюдается во «Фрагментах Поэтики» (1907-1908), которые Дильтей написал в ходе позднейшей переработки своей статьи о «Воображении поэта». Во фрагментах дается анализ «переживания» уже не как чисто психического феномена, а как одного из аспектов формирования «значений» целостной культурно-исторической жизни, образующих почву и материал поэтического творчества. Поэтика, понятая как осмысление связи переживания и выражений, приобретает, таким образом, парадигмальный характер для всей системы гуманитарных наук, призванных артикулировать историческое самосознание человека. Работа «Три эпохи новой эстетики и ее сегодняшняя задача» (1892) фокусирует историческое понимание искусства в проблеме определения стилевых особенностей искусства XIX века, пронизанного тенденциями историзма и натурализма. Дильтей разбирает основные этапы развития эстетики в эпоху Нового времени под углом зрения связи эстетики с художественной критикой и публикой. Результаты этой исторической ретроспективы ложатся в основу наброска теории искусства, цель которой примирить сознание исторической относительности художественной техники с универсальным значением художественного творчества.

Кл.слова:
герменевтика -- психологія -- естетика -- поетика


   
Тип видання: монографія   
17.

Бланшо, М.
Неописуемое сообщество [Електронний ресурс] / М. Бланшо. - М. : МФФ, 1998. - 71 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Эта взаимосвязь коммунизма и индивидуализма, осужденная самыми рьяными приверженцами контрреволюционной мысли (де Местр и т.д.), а также и Марксом, заставляет нас поставить под вопрос само понятие взаимосвязи. Но если взаимоотношения между людьми перестают быть отношениями Того же к Тому же и предполагают образ другого как нечто неустранимое и в равенстве своем диссиметричное по отношению к тем, кто его рассматривает, то тем самым навязывается совсем иной вид взаимоотношений, влекущий за собой иную форму общества, которое вряд ли можно назвать "общностью". Если же мы решим именовать его так, встанет вопрос, чем обусловлено мышление той или иной общности и, вне зависимости от того, существует оно или нет, не свидетельствует ли оно об отсутствии общности? Именно это случилось с Жоржем Батаем, который добрый десяток лет стремился -- в мыслях и в реальности -- к осуществлению требований общности, и в конце концов оказался, пусть не совсем в одиночку, лицом к лицу с отсутствующей общностью, всегда готовой превратиться в отсутствие общности. "Полный разлад (забвение всяких границ) есть закон отсутствия общности". Или: "Никому не позволительно принадлежать к моему отсутствию общности" (цитаты заимствованы из журнала "Против всякого ожидания"). Обратим внимание хотя бы на местоимение "мое": каким образом отсутствие общности может считаться "моим" в том же смысле, в каком можно говорить о "моей" смерти, которая лишь разрушает всякую мою принадлежность к чему бы то ни было и в то же время возможность любого моего присвоения?

Кл.слова:
комунізм -- індивідуалізм


   
Тип видання: наукове видання   
18.

Бодрийяр, Ж.
Общество потребления [Електронний ресурс] : его мифы и структуры : пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. - М. : Республика : Культурная революция, 2006. - 269 с. - (Мыслители XX века)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления», сложившегося в высокоразвитых странах Европы к 70-м гг. XX в. Основываясь на богатом экономическом и социологическом материале, Бодрийяр на примере Франции дает критический анализ такого общества с философской, социологической, экономической, политической и культурной точек зрения. Он выявляет его характерные черты и акцентирует внимание на том влиянии, которое процессы, происходящие в «обществе потребления», оказывают на моральное и интеллектуальное состояние его граждан. Книга написана ярко, образно. На русском языке издается впервые. Адресована читателям, интересующимся современными социальными процессами и их осмыслением.

Кл.слова:
економіка -- політика -- точка зору


   
Тип видання: наукове видання   
19.

Беньямин, В.
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Електронний ресурс] : избранные эссе / В. Беньямин. - М. : Медиум, 1996. - 242 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Творчество Вальтера Беньямина, стоявшего у истоков Франкфурсткой школы никак не укладывается в рамки академической философии. И далеко не все - и не только его противники - готовы признать его философом. В то же время именно в наше время стало ясно, насколько трудно определить реальные границы философствования, если, разумеется, не ограничиваться чисто формальными параметрами. Беньямин, мастерски сочетающий марксизм и с традиционным еврейским мистицизмом и психоанализом, пытался найти такую форму осмысления реальности, которая отвечала бы этой новой реальности, не отказываясь от заимствований у искусства: его тексты, как уже отмечали исследователи, напоминают коллажные работы художников раннего авангарда, а принцип сочетания отдельных частей этих текстов сравним с техникой монтажа в кино. В то же время, при всем своем модернизме, он совершенно явно продолжал традицию неортодоксального, неакадемического мьшшения, которая как раз в немецкой культуре была так сильна; это традиция афористики и свободного эссе, философской поэзии и прозы, К этой достаточно разнородной и богатой традиции принадлежали Лихтенберг и Гаман, Гете и романтики, затем в нее вошел Ницше. Эта "подпольная" философия в конечном итоге оказывалась не менее значимой, чем философия, освященная титулами и званиями. А в более широкой перспективе поиски Беньямина связаны с обширным и разноконфессиональным наследием европейского религиозно-мистического миросозерцания.

Кл.слова:
грані філософії -- мистецтвознавство


   
Тип видання: підручник   
20.

Витгенштейн, Л.
Избранные работы [Електронний ресурс] / Л. Витгенштейн. - М. : Территория будущего, 2005. - 440 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга обращается к философским проблемам и показывает — как я полагаю, — что постановка этих проблем покоится на непонимании нашего языка. Весь Смысл книги можно охватить приблизительно такими словами: то, что вообще можно сказать, можно сказать ясно, а о том, о чем нельзя говорить, должно хранить молчание. Стало быть, книга проводит границу мышлению, или, скорее, не мышлению, а проявлению мыслей. Ибо, чтобы провести границу мышлению, мы должны были бы быть в состоянии мыслить по обе стороны этой границы (мы должны были бы, тем самым, быть в состоянии мыслить о том, о чем мыслить нельзя).

Кл.слова:
мислення -- розуміння мови -- філософська проблема

...
 
Статистика
за 14.05.2024
Число запитів
Число користувачів
Статистика
за поточний місяць
Число запитів
Число користувачів

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського