Філософам - Електронний каталог НБУВ Філософам - Наукова електронна бібліотека Філософам - Інформаційні ресурси Інтернет Філософам - Віртуальна бібліографічна довідка
|
Формат представлення знайдених документів: | повний | стислий |
Пошуковий запит: ((<.>U=Ю0/8$<.>)+(<.>U=Ю2$<.>)+(<.>U=Ю6$<.>)+(<.>U=Ю4$<.>)+(<.>U=Ю3$<.>)+(<.>RZN=Ю2$<.>))*(<.>K=ЗАДАЧ$<.>) |
Загальна кількість знайдених документів : 59
Представлено документи з 1 до 20
|
| |
| | | | |
1. |
Гусев, Дмитрий Алексеевич. Краткий курс логики [Електронний ресурс] : искусство правильного мышления / Д. А. Гусев. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 200 с. - (Факультатив)
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Книга представляет собой краткое изложение одной из древнейших наук - логики Аристотеля. Ее завершают тестовые задания, сборник занимательных логических задач и краткий словарь терминов. Книга адресована учащимся старших классов общеобразовательных учреждений (школ с углубленным изучение предметов социально-гуманитарного цикла, гимназий и лицеев). Она сможет помочь студентам вузов сделать изучение логики интересным и увлекательным. Книга будет интересна всем интересующимся логикой и другими гуманитарными науками.
Кл.слова: задача
| |
| | | | |
2. |
Общие проблемы философии науки [Електронний ресурс] : словарь для аспирантов и соискателей / сост. Н. В. Бряник ; отв. ред О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2007. - 318 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Словарь имеет в пределах двухсотен заметок, в которых раскрываются понятия по совокупным задачам философии науки. Статьи составлены последовательно, чтобы читатель имел возможность получить первичную информацию об истории и современном состоянии философии науки, ее главных дилеммах и темах, а еще о более редко пользующихся популярностью ее адептах. Словарь адресован аспирантам и соискателям научных работников ступеней всех квалификаций для подготовки к кандидатскому экзамену по общенаучной выдержке "История и философия".
Кл.слова: проблеми філософії -- історія філософії -- пізнання -- наукова термінологія
| |
| | | | |
3. |
Жуковский, Ю. Политическія и общественныя теоріи XVI-го века [Електронний ресурс] / Ю. Жуковский. - С. Петербургъ : Тип. А. Головачева, 1866. - 167 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Джерело інформації Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Бедность нашей литературы сочинениями, касающимися общественных вопросов, и неудовлетворительность в этом отношении сочинений иностранных заставила меня давно думать об издании такого элементарного сочинения, которое представило бы в связанном виде результаты отдельных исследований, касавшихся общественной жизни, исследований, разделенных до сих пор между несколькими отельными науками, мало знающими друг друга, но, тем не менее, имеющими в сущности одну и ту же цель изучения человеческого общества и его законов. Свести всю эту разностороннюю разработку со стороны юридических, политических, экономических и социальных писателей к одному итогу и через то способствовать образованию общей социальной науки (социологии) - вот задача, о которой я имел смелость когда-то мечтать.
Кл.слова: схоластика -- реформація
| |
| | | | |
4. |
Орлов, С. В. История философии [Електронний ресурс] / С. В. Орлов. - СПб. : Питер, 2009. - 192 с. - (Краткий курс)
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
В учебном пособии, охватывающем основные этапы развития мировой философии, кратко прослеживается развитие философских идей и концепций от Античности до сегодняшнего дня. Особое внимание уделяется связи традиционных философских проблем с задачами современной науки и общественной жизни. Пособие, написанное в точном соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу философии (раздел - «история философии»), предназначено для студентов всех специальностей высших учебных заведений, преподавателей, а также для читателей, интересующихся историей мировой философской мысли.
Кл.слова: розвиток -- ідея
| |
| | | | |
5. |
Герменевтика. Психология. История [Електронний ресурс] : вильгельм Дильтей и современная философия / под ред. Н. С. Плотникова. - М. : Три квадрата, 2002. - 208 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Имя Вильгельма Дильтея прочно связано в культурном сознании с гуманитарными науками, и даже сам термин "Geisteswissenschaften" обязан своим распространением дискуссии вокруг идей этого немецкого философа, который во второй половине XIX века поставил задачу философского обоснования гуманитарных наук в качестве самостоятельных научных дисциплин. В настоящем сборнике публикуются доклады конференции "Вильгельм Дильтей и философская культура современности", проходившей 4 - 5 октября 2001 г. на философском факультете РГГУ и приуроченной к выходу первых двух томов собрания сочинений Дильтея на русском языке.
Кл.слова: філософія
| |
| | | | |
6. |
Гадамер, Х. -Г. Истина и метод [Електронний ресурс] : основы философской герменевтики / Х. -Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 637 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника. Таким образом, уже по самому своему историческому происхождению проблема герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе, как оно сложилось в современной науке. Понимание и истолкование текстов является не только научной задачей, но очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. Изначально герменевтический феномен вообще не является проблемой метода. Речь здесь идет не о каком-то методе понимания, который сделал бы тексты предметом научного познания, наподобие всех прочих предметов опыта. Речь здесь вообще идет в первую очередь не о построении какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологическому идеалу науки, - и все-таки здесь тоже идет речь о познании и об истине. При понимании того, что передано нам исторической традицией, не просто понимаются те или иные тексты, но вырабатываются определенные представления и постигаются определенные истины. Что же это за познание и что это за истина?
Кл.слова: філософія -- дух
| |
| | | | |
7. |
Гин, С. И. Мир логики [Електронний ресурс] : методическое пособие для учителей начальных классов / С. И. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2001. - 37 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Курс «Мир логики» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для выпускного класса начальной школы, включающие в себя рекомендации по проведению урока в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на уроке и описание способов их преодоления.
Кл.слова: думка -- логічне мислення -- задача
| |
| | | | |
8. |
Дильтей, В. Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Хотя в истории философии XX века Вильгельм Дильтей имеет устойчивую репутацию «классика герменевтики» как посредника между «традиционной герменевтикой» Шлейермахера и «философской герменевтикой» Гадамера, обсуждение этой темы занимает в его обширном наследии весьма скромное место, да и сам термин «герменевтика» встречается в его основных трудах довольно редко. Этот факт тем более удивителен, что уже в самом начале своей научной карьеры (в возрасте 27 лет) Дильтей подготовил подробнейшее исследование по истории герменевтики. Это исследование он представил в 1860 г. в качестве сочинения на конкурс, объявленный обществом Шлейермахера по теме -«осветить особые заслуги герменевтики Шлейермахера в сравнении с ранними трактовками этой науки, в особенности у Эрнести и Кайля». Конкурсное сочинение Дильтея «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики», открывающее настоящий том, содержит в первой части обстоятельный анализ правил понимания и интерпретации (в трудах Флация), выработанных протестантской герменевтикой в конфессиональных спорах о самодостаточности и общепонятности Священного Писания. Развитие герменевтической техники в эпоху Просвещения Дильтей рассматривает как исходный пункт герменевтики Шлейермахера, который переходил от формулировки правил грамматической и исторической интерпретации к систематическому исследованию самого процесса понимания. В контексте дискуссий немецкого идеализма и романтизма, влияние которых на становление теории Шлейермахера подробно раскрывает Дильтей, проблема постижения творческой индивидуальности приобретала решающее значение. С ней было связано и перенесение в герменевтике интереса толкователя с понимания отдельных мест текста на понимание целостного замысла автора. Грамматическая интерпретация подчинялась психологической, долженствующей прояснить генезис авторской идеи, а в ее перспективе детально реконструировать смысл всего произведения. Философские результаты, а вместе с тем и внутренние противоречия такого определения герменевтики Дильтей анализирует в ходе реконструкции теории Шлейермахера и ее применений к пониманию искусства, религии и истории философии. При жизни Дильтея его конкурсная работа осталась не напечатанной и увидела свет лишь столетие спустя после ее написания, в рамках нового издания Дильтеевой биографии Шлейермахера. При жизни Дильтей опубликовал лишь отрывки своего сочинения, самым важным из которых была его статья «Возникновение герменевтики» (1900). В этой статье он, правда, расширяет горизонт исторического рассмотрения, обращаясь к истокам теорий истолкования в античности и раннем христианстве. Здесь же, а особенно в рукописных дополнениях к статье, Дильтей дает набросок систематических задач герменевтики, определяемой им как составная часть логико-методологического обоснования гуманитарных наук. В анализе понимания должны быть обоснованы всеобщие принципы гуманитарных наук, оправдывающие значимость их познавательных результатов. При этом герменевтика выполняет функцию связующего звена между общефилософским прояснением отношения жизни и познания, с одной стороны, и практикой гуманитарных наук, с другой. Во второй части тома публикуются важнейшие работы Дильтея по теории литературы и эстетике. В работе «Воображение поэта. Элементы поэтики» (1887) исследуется центральная для философской концепции Дильтея тема связи индивидуального переживания и его выражения в формах культуры. Прообразом этой связи является процесс создания художественных образов, реализуемый поэтическим воображением. Дильтея интересует воображение как комплексный процесс, коренящийся в элементарных структурах психических актов и развивающийся в сложную систему зрительных и языковых образов, составляющих художественное произведение как культурный феномен. Правда первоначальная ориентация на постижение психической природы поэтического переживания уступает у него впоследствии место анализу выражений переживаний в языке и соответственно исследования процесса понимания этих выражений. Отчетливо этот переход от психологической эстетики к изучению историко-культурного бытия искусства наблюдается во «Фрагментах Поэтики» (1907-1908), которые Дильтей написал в ходе позднейшей переработки своей статьи о «Воображении поэта». Во фрагментах дается анализ «переживания» уже не как чисто психического феномена, а как одного из аспектов формирования «значений» целостной культурно-исторической жизни, образующих почву и материал поэтического творчества. Поэтика, понятая как осмысление связи переживания и выражений, приобретает, таким образом, парадигмальный характер для всей системы гуманитарных наук, призванных артикулировать историческое самосознание человека. Работа «Три эпохи новой эстетики и ее сегодняшняя задача» (1892) фокусирует историческое понимание искусства в проблеме определения стилевых особенностей искусства XIX века, пронизанного тенденциями историзма и натурализма. Дильтей разбирает основные этапы развития эстетики в эпоху Нового времени под углом зрения связи эстетики с художественной критикой и публикой. Результаты этой исторической ретроспективы ложатся в основу наброска теории искусства, цель которой примирить сознание исторической относительности художественной техники с универсальным значением художественного творчества.
Кл.слова: герменевтика -- психологія -- естетика -- поетика
| |
| | | | |
9. |
Мангейм, К. Идеология и утопия [Електронний ресурс] / К. Мангейм. - [Б. м. : б. в.]. - 596 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Задача данной книги показать, как люди действительно мыслят. Автор стремится исследовать мышление не в том виде, как оно представлено в учебниках логики, а как оно действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике.
Кл.слова: колективний розум -- колективне несвідоме
| |
| | | | |
10. |
Бохенский, И. М. Современная европейская философия [Електронний ресурс] / И. М. Бохенский. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1959. - 288 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Эта книга преследует двоякую цель. Во-первых, ее задачей является дать читателю-неспециалисту общее руководство по современной философии; во-вторых, я надеюсь, что читатели, ознакомившиеся с таким общим обзором, получат возможность перейти к более систематическому самостоятельному изучению. Оба эти соображения побудили меня приняться за данную работу. Чтобы облегчить это изучение текстов, я сопроводил книгу обширной библиографией. Если мне удастся пробудить в читателе интерес к подробному изучению современной философии и указать ему путь к этому, то моя задача выполнена. Эта книга является результатом лекций, прочитанных мною американским военным слушателям в течение зимнего семестра 1945/46 года. Этим можно объяснить некоторые ее недостатки, и в особенности несовершенство формы и способа выражения. Выбор из обширного материала современной философии основывался на следующих принципах. Рассматривались только английские, французские и немецкие философы; исключение было сделано лишь для ограниченного числа особенно выдающихся случаев (диалектический материализм, Кроче, Джемс, Дьюи). Но даже в этих пределах невозможна была попытка дать исчерпывающую картину философии каждой страны. Я должен был довольствоваться упоминанием лишь тех школ и философов, которых я считал особенно характерными. Кроме того, я не мог и пытаться дать полный обзор каждого современного философского течения (тем более каждого философа); я мог лишь в общем наметить основные линии современной мысли. В изложении я старался, насколько возможно, выявить единство различных частей работы каждого автора и особенно много усилий приложил к тому, чтобы наряду с самим учением воспроизвести метод автора, его манеру выражения и ход развития его мыслей. Сохранить особенность каждой работы было первоочередной заботой, что требовало различной терминологии для каждой главы. Так, я не считал возможным или уместным отбрасывать яркую образность языка Бергсона и Марселя и в то же время воспроизводить сухой стиль Хейдеггера во всей его педантичной точности. Вследствие этого каждая из глав обладает совершенно различной степенью трудности. Я советую начинающему пропустить при первом чтении трудные главы о неокантианстве, Гуссерле, Хейдеггере и Уайтхеде и довольствоваться сначала чтением вводных и заключительных разделов. Чтобы сделать книгу более полезной, мною приложена к ней библиография, содержащая довольно полный список произведений каждого автора — которому уделяется особая глава,— вместе с подбором соответствующей литературы. В связи с этим я избегаю ссылок на данную литературу в самом тексте и советую обращаться к самим произведениям. Именно из них и нужно исходить, чтобы избежать опасности ложных и необоснованных истолкований.
Кл.слова: романтизм -- критика науки -- феномен
| |
| | | | |
11. |
Грушин, Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования [Електронний ресурс] / Б. А. Грушин. - М. : Политиздат, 1987. - 368 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
В последние годы понятие «массовое сознание» получило широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, трудах специалистов в области теории культуры, массовой информации и пропаганды. Однако в нашей литературе не было специальной работы, посвященной анализу массового сознания как особого типа общественного сознания, его природы, основных характеристик, условий возникновении и функционировании, его соотношении с процессами, происходящими в обществе в сферах экономики, политики, культуры, идеологии. Эту задачу стремится решить в своей книге доктор философских наук, профессор Б.А. Грушин. Книга написана в острой, полемической форме и рассчитана на широкие круги читателей — научных и партийных работников, журналистов и деятелей культуры, педагогов и пропагандистов.
Кл.слова: свідомість -- дослідження
| |
| | | | |
12. |
Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Э. Левинас. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 266 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Впервые на русском языке публикуются две работы выдающеюся французскою философа Эммануэля Левинаса (1906-1996), творчество которою посвящено задаче гуманизации современной философской мысли.
Кл.слова: гуманізм
| |
| | | | |
13. |
Марсель, Г. Быть и иметь [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Г. Марсель. - Новочеркасск : Агентство Сагуна, 1994. - 160 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Философские произведения первого французского философ-экзистенциалиста Марселя имеют характер фрагментарных записей, - таков принцип, положенный им в основу своего творчества. Ибо тот материал, с которым он работает - данности внутреннего экзистенциального опыта, уникального для каждой личности, - искпючает возможность изложения его в виде унифицированной системы.В идее дневника заложен принцип исповеди, фундаментальный для христианства. Такая форма позволяет расслышать "одинокий голос человека'", в чем Марсель и видит задачу философии существования. Исходный пункт рефлексии: непосредственно данная человеку реальность неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собственным телом. Эта связь есть Воплощенность (incarnation). Дневник "Быть и иметь" - раскрывает сущность антологического выбора, перед которым поставлена личность,Она может подняться к аутентичному бытию, реализовав тем самым свою единственную и фундаментальную свободу. Но бытие трансцендентно по отношению к миру субъект-объектного разделения, который Марсель называет миром обладания. Поэтому выход к нему возможен только через преодоление последнего. В основе системы обладания лежит эгоцентризм субъекта,отграничивающего себя зоной пустоты от всего того, что он стремится сделать своим объектом.Таинственное - это то, что не подлежит проблематизации, оно совпадает с онтологическим. Бытие есть Тайна. Следовательно,всякое индивидуальное бытие является выражением онтологической тайны, и человек может прикоснуться к ней, погружаясь в глубины сбоей личности. Конкретная онтология Марселя мыслится им как противовес косности и тенденции к отрицанию, пессимизму и отчаянию, которые господствуют в мире обладания. Данный сборник представлен двумя работами Марселя - записи 1928-1933 годов "Метафизический дневник" и их резюме "Очерк феноменологии обладания".
Кл.слова: онтологія -- екзистенціалізм
| |
| | | | |
14. |
Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Електронний ресурс] / У. Эко. - СПб. : Symposium, 2004. - 544 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Книга Умберто Эко, предлагаемая вниманию читателя, представляет собой всемирно известное введение в науку о знаках. Постепенное усложнение и доработка материала по семиологии, позволила автору вплотную приблизиться к философским основаниям структурализма и многое предугадать в общем развитии структуралистического метода - распад структурализма как онтологии, развитие ницшеанства, его смычки с марксизмом, явления постлакановского маньеризма, в конце концов "откат от структурализма". Так постепенно "Заметки по семиологии визуальных коммуникаций", насчитывающие вначале 200 страниц и долго не поступавшие в продажу, в процессе становления авторской концепции семиотики архитектуры и развития общей дискуссии между задачами семиологического исследования и структуралистической методологии, - разрослись до полноценного фолианта с авторским названием "Отсутствующая структура. Введение в семиологию". Перевод книги на русский язык осуществлен с ее последнего издания, зазор которого с первым выходом этой книги в свет составляет около 12 лет. Поэтому любые переделки и новые вставки сам автор выводит исключительно из самой природы семиологической науки, которая чуть ли не каждодневно складывается и перестраивается. Автор всевозможными способами пытается разобраться в противоречивостях онтологического структурализма, двигаясь по пути восприятия структурализма исключительно как метода. В итоге, выражаясь риторически, с автором можно не соглашаться, но не прислушиваться к нему не возможно.
Кл.слова: структуралізм -- семіологія
| |
| | | | |
15. |
Мерло-Понти, Морис. Знаки [Електронний ресурс] / М. Мерло-Понти. - М. : Искусство, 2001. - 429 с. - (История эстетики в памятниках и документах)
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Морис Мерло-Понти (1908-1961) - один из ведущих представителей феноменологическо-экзистенциалистской философии во Франции. Значительная часть его книги "Знаки" (гл. I-XI) посвящена поиску ответа на вопрос: что есть философия? Первейшей задачей философии М.Мерло-Понти считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию "изобретательности" Ле Руа, исторический рационализм Маркеса, скептицизм Монтеня. Работы, объединенные названием "Заметки", несмотря на то, что они написаны в 1948-1958 годах, затрагивают актуальнейшие вопросы современности и вызовут у российского читателя особый интерес: большая часть их посвящена критическому рассмотрению марксистской концепции революции, коммунистического режима, феномену сталинизма и его разоблачению.
Кл.слова: філософія
| |
| | | | |
16. |
Ивин, А. А. По законам логики [Електронний ресурс] / А. А. Ивин. - М. : Молодая гвардия, 1983. - 208 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Эта книга посвящена логике — науке о законах правильного мышления. Логика — одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. Эта книга не претендует, конечно, на то, чтобы дать полное описание многообразной и сложной проблематики современной логики. Это дело специальных и в общем-то не особенно понятных неспециалисту работ. Задача книги в ином: дать общее и доступное каждому представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике. Здесь не излагаются некие «чистые» и «окончательные» итоги, достигнутые логикой. Даже самые важные результаты, изолированные от истории своего развития и споров вокруг них, являются, как выразился Гегель, «трупом, оставившим позади себя тенденцию». Лет триста назад авторы книг по логике обычно считали своим долгом предостеречь читателя от торопливости при чтении: «В водах логики не следует плыть с полными парусами». С тех пор логика сделала гигантский шаг вперед. Ее содержание и расширилось и углубилось. И старый этот совет кажется теперь особенно полезным. Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике, являются довольно своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального оттенка, они должны быть схвачены не чувством, а разумом. С ними не удается связать какие-то образы и представления о встречавшихся ранее ситуациях, обычно помогающие понять, хотя бы в первом приближении, что-то новое и необычное. Многие положения, гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются, как, скажем, описания осеннего леса или картинки из жизни других цивилизаций. Чтобы уяснить тот или иной логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным при первом чтении, нужно прочесть дважды, а то и трижды и лишь потом двигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное удовлетворение от познания.
Кл.слова: логічне мислення -- діалектична логіка -- доказ
| |
| | | | |
17. |
Поварнин, С. И. Искусство спора. О теории и практике спора [Електронний ресурс] / С. И. Поварнин. - Петроград : Начатки знаний, 1923. - 71 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. — Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера. Между тем нет книг, которые могли бы дать хотя бы некоторые указания по теории и технике спора. "Эвристика" Шопенгауэра, являющаяся необработанным набором случайно попавшегося под руку материала — не в счет. Предлагаемая книжка ставит задачей насколько можно пополнить этот недостаток для лиц, совершенно не знакомых с логикой. Она является приспособленным для этой цели извлечением из большого труда автора о прикладной логике в связи с теорией спора, — труда, предназначенного для лиц, знакомых хотя бы с начатками логики. Труд этот также приготовлен уже к печати. Теория спора, — предмет совершенно неразработанный в современной науке. Естественно, что первые попытки ее разработки и популяризации не могут претендовать на какую-либо полноту. Но надеюсь, что и они не останутся бесполезными для мыслящего читателя.
Кл.слова: комунікація -- етика -- сучасна філософія -- логіка
| |
| | | | |
18. |
Фрейденталь, Х. Язык логики [Електронний ресурс] : пер. с англ. / Х. Фрейденталь. - М. : Наука, 1969. - 136 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
"Язык логики" не есть то, что принято называть "увлекательной" книгой; вернее, увлекает в ней неискушённого читателя не форма изложения, предельно простая и скромная, а сам процесс приобщения к серьёзному знанию. Автор не заигрывает с читателем, не соблазняет его "красочными" примерами, но относится к нему с уважением и доверием. Не подавляет его обилием "учёных" терминов, но и не "успокаивает" тем, что в логике "всё просто". Задачу свою автор видит не в сообщении как можно большего количества сведений, а в том, чтобы обучить самим основам именно "языка логики" — того самого языка, на котором читатель мог бы и говорить затем, не рискуя быть смешным, как всякий полузнай.
Кл.слова: логічне мислення -- логічний аналіз
| |
| | | | |
19. |
Кондаков, Н. И. Введение в логику [Електронний ресурс] / Н. И. Кондаков. - М. : Наука, 1967. - 467 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
В данной книге кратко и доступно для начинающих изучение логики, излагаются основные законы, правила, методы и термины традиционной логики. Поскольку в настоящее время в логике все более широко применяются математические методы и специальный аппарат математической логики, постольку в книге даны статьи, разъясняющие исходные термины, символы, правила и законы этой науки. В книгу включены также статьи о некоторых понятиях диалектико-материалистической теории познания и диалектической логики. Настоящая книга ставит своей задачей в краткой и доступной форме объяснить значение основных законов, правил, методов и терминов логики. При этом основное внимание уделено традиционной логике. Поскольку в настоящее время сложился новый этап в развитии логики, связанный с математической логикой, постольку в словаре помещены статьи, относящиеся не только к нематематической формальной логике (и ее истории), но и статьи, разъясняющие первичные термины из области логики математической. Конечно, статьи последнего рода рассчитаны не на математических логиков или математиков, а на тех читателей — преимущественно имеющих гуманитарное образование, — которые стремятся получить первое представление о современных точных методах логической формализации. Вообще, словарь рассчитан на широкие круги читателей, интересующихся инструментарием формальной логики (включая элементы логики математической) как орудием анализа и построения правильных рассуждений, доказательств, опровержений и т. п.
Кл.слова: формальна логіка -- традиційна логіка -- математична логіка
| |
| | | | |
20. |
Фишер, К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Верлуамский [Електронний ресурс] / К. Фишер. - М. : АСТ, 2003. - 541 с.
Рубрики:
Географічні рубрики:
Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"
Настоящее издание «Истории новой философии» выдающегося немецкого историка философии Куно Фишера, творившего в основном во второй половине XIX в., является первым его послереволюционным (после 1917 г.) российским изданием. Нужно сразу отметить, что этот многотомный труд не может считаться историей философии Нового времени в полном смысле слова. Он посвящен главным образом истории великих систем в немецкой философии Нового времени (Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Шопенгауэр). Исключение составляют тома, посвященные Ф. Бэкону, Декарту и Спинозе. В сочинении Куно Фишера не отражены, в частности, материалистические направления во французской и английской философии. Вполне допустимо, объяснимо и закономерно, что современные историки найдут в его труде какие-то фактические ошибки и неувязки, какие-то неадекватные интерпретации. Больше того, они могут предъявить претензии в том плане, что Куно Фишер не очень-то объявлял, не афишировал или даже вообще не развивал свою собственную философскую позицию в той или иной области философского размышления. И, уж конечно, они будут совершенно правы, утверждая, что Куно Фишер не создал свою собственную философскую систему. И все же труд Куно Фишера по-настоящему фундаментален. Куно Фишер был выдающимся историком-энциклопедистом, литератором и искусствоведом, педагогом, биографом. Его объемистая работа читается легко, с большим интересом и, несмотря на сложность предмета, доступна широкому кругу читателей. Куио Фишер весьма уникальная личность, специалист в своем деле, поставивший перед собой задачу объяснить публике очень сложные вопросы отчетливо, ясно и интересно.
Кл.слова: німецька філософія -- англійська філософія -- французька філософія
| |
| |
|
Простий
За словником
Статистика звернень
Статистика за
28.05.2024
|
Число запитів
|
|
Число користувачів
|
|
|
Статистика за поточний місяць
|
Число запитів
|
|
Число користувачів
|
|
|
|