Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Автореферати дисертацій (33)Реферативна база даних (109)Книжкові видання та компакт-диски (239)Журнали та продовжувані видання (30)
Пошуковий запит: (<.>U=Ю812.45$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 16
Представлено документи з 1 до 16

   Тип видання:   наукове видання   
1.

Бахтин, Михаил Михайлович.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 7 т. / М. М. Бахтин. - М. : Русские словари : Языки славянских культур, 1997-2010

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 1 : Философская эстетика 1920-х годов. - 2003. - 957 с.

Т. 2 : "Проблемы творчества Достоевского", статьи о Л. Толстом, записи курса лекций по истории русской литературы. - 2000. - 799 с.

Т. 4(1) : "Франсуа Рабле в истории реализма", материалы к книге о Рабле, комментарии и приложения. - 2008. - 1120 с.

Т. 4(2) : "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)", комментарии и приложение. - 2010. - 752 с.

Т. 5 : Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - 1997. - 731 с.

Т. 6 : "Проблемы поэтики Достоевского", работы 1960-х - 1970-х гг.. - 2002. - 799 с.


Том 1 Философская эстетика 1920-х годов Первый том Собрания сочинений M. M. Бахтина — это начало пути мыслителя. В томе публикуются его ранние философские работы, не печатавшиеся при жизни автора. Первые посмертные публикации этих работ (в 1975, 1979 и 1986 гг.) были текстологически несовершенными; для настоящего издания их тексты заново подготовлены по рукописям, уточнены и восполнены новыми фрагментами, не поддававшимися прочтению. Три капитальных ранних труда M. M. Бахтина предстают в восстановленных, по существу, — новых текстах. Тексты работ обстоятельно комментируются. Тексты сопровождаются факсимильным воспроизведением листов рукописей M. M. Бахтина. Том 2 "Проблемы творчества Достоевского". Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы Настоящим томом продолжается издание первого научного собрания сочинений М. М. Бахтина, начатое в 1996 г. выходом 5 тома собрания. В составе второго тома — работы автора о русской литературе 1920-х годов — первая редакция его книги о Достоевском (1929), два предисловия к томам полного собрания художественных произведений Л. Н. Толстого (1929) с черновыми архивными материалами к ним, а также (как приложение) — записи домашнего устного курса по истории русской литературы (записи Р. М. Миркиной). Еще одно приложение составляет публикация выписок из немецких философских и филологических сочинений (М. Шелера и Л. Шпитцера), сопровождавших работу автора над книгой о Достоевском, с переводом и комментарием. Том в целом обстоятельно комментирован. Том 4 - 4(1): «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940 г.). Материалы к книге о Рабле (1930—1950-е гг.). Комментарии и приложения - 4(2): «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970). Комментарии и приложение Четвертый том Собрания сочинений М. М. Бахтина полностью посвящен книге о Ф. Рабле. Том состоит из двух частей. В первом полутоме публикуются тексты и материалы 1930-1950-х годов: первая редакция «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940), дополнения и изменения ко второй редакции «Творчество Рабле и проблема народной культуры средневековья и Ренессанса» (1949-1950), подготовительные материалы, ранние редакции, дополнения, конспекты. Все тексты М. М. Бахтина, за исключением «Дополнений и изменений к "Рабле"» (1944), публикуются впервые. В разделе «Комментарии и приложения» помещен очерк истории книги в 1930—1950-е годы и четыре приложения: переписка о судьбе «Рабле» в 1940-е годы, отзывы на книгу М. М. Бахтина (1944); материалы к защите диссертации (1946); документы к рассмотрению диссертации в ВАК (1947-1952). Во втором полутоме публикуется текст третьей редакции — «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). Здесь же печатается статья «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970), выросшая из заключительного фрагмента первой редакции книги о Рабле в самостоятельную работу. В разделе «Комментарии и приложение» освещена история «Рабле» в 1960-е годы; прослежена история основных идей и понятий от набросков 1930-х годов до редакции 1965 года; восстановлены источники книги, ее «диалогизующий фон», генезис и значение основных терминов. Том 5 Работы 1940-х - начала 1960-х годов Настоящее издание является первым научным собранием сочинений Михаила Михайловича Бахтина. В пятом томе собраны его работы 1940-х — начала 1960-х годов, самого малоизвестного читателям времени деятельности мыслителя. Многие из работ публикуются в настоящем томе впервые, но и те исследования, что уже печатались, даются в новых текстах и новой композиции, будучи заново подготовлены по рукописям, хранящимся в архиве автора. В целом том можно назвать целиком архивным. В материалах тома присутствуют главные темы творчества Бахтина — его философская антропология и философская лингвистика, философские основы гуманитарных наук, концепция текста, теория жанров речи, поэтика Достоевского и Рабле, а также Шекспира, Гоголя, Флобера, Маяковского, проблемы сентиментализма и сатиры. Том обстоятельно комментирован. Том 6 «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-х - 1970-х гг. Настоящим томом продолжается издание первого научного собрания сочинений М. М. Бахтина, начатое в 1996 г. выходом V тома собрания и продолженное в 2000г. выходом тома II. В составе VI тома — позднее творчество автора. В основе тома — вторая, переработанная и значительно расширенная, редакция его книги о Достоевском (1963) и обширный корпус многолетних лабораторных разработок 60-х — начала 70-х годов, впервые здесь публикуемых в полном, значительно превосходящем прежние публикаиии объеме и в авторской композиции, т. е. в том составе тетрадей, в каком они остались от автора. Эти два основных значительных материала тома сопровождают другие поздние тексты разного характера. Как и два вышедшие ранее тома собрания, настоящий том обстоятельно комментирован.



Кл.слова:
стаття -- нарис

   Тип видання:   наукове видання   
2.

Адорно, Т. В.
Философия новой музыки [Електронний ресурс] : пер. с нем. / Т. В. Адорно. - М. : Логос, 2001. - 352 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Настоящую книгу составили два написанных с семилетним промежутком исследования и введение. Пусть оправданием для построения целого послужат несколько пояснительных слов. В 1938 году в журнале «Zeitschrift fur Sozialforschung» автор опубликовал статью «О характере фетиша в музыке и о регрессии прослушивания». Целью статьи было показать изменение функции музыки в наше время, указать на внутренние перемены, которые претерпевают музыкальные феномены как таковые благодаря их включению в систему массового коммерциализированного производства, и вместе с тем отметить, как воздействие определенных антропологических сдвигов в стандартизованном обществе простирается вплоть до компонентов слушания музыки. Уже тогда автор планировал подвергнуть диалектическому анализу и уровень самого композиторского искусства, всегда оказывающий решающее влияние на состояние музыки. Слишком очевидной представлялась ему власть общественной тотальности даже в таких, казалось бы, производных сферах, как музыка. Он не мог обманываться в том, что воспитавшее его искусство, даже в своем чистом и бескомпромиссном виде не является исключением для всемогущего овеществления, но, напротив, стремясь защитить свою незапятнанность, само же и порождает характерные явления того рода, каким противостоит. Задачей автора было распознать те объективные антиномии, в которых искусство, подлинно хранящее верность своим притязаниям, невзирая на последствия, неизбежно запутывается, попадая в гетерономную действительность, и преодолеть которые можно не иначе, как доведя их до крайности и отрешившись от иллюзий. Эти представления легли в основу работы о Шёнберге, завершенной только в 1940-1941 годах. В то время она оставалась неопубликованной, и за пределами чрезвычайно узкого круга сотрудников Института социальных исследований в Нью-Йорке была доступна лишь немногим. Сегодня она издается в первоначальном виде, с некоторыми добавлениями, касающимися исключительно позднейших сочинений Шёнберга. Уже после войны, когда автор все же решился на немецкую публикацию, ему показалось необходимым добавить к разделу о Шёнберге раздел о Стравинском. Если уж книга высказывалась о новой музыке в целом, то даже ее не склонный к обобщениям и классификациям метод должен был выходить за пределы рассмотрения одной отдельной школы, даже если это единственная школа, которая находится на уровне современных объективных возможностей музыкального материала и бескомпромиссно признает все его трудности. Полярно противоположный метод Стравинского настоятельно требовал истолкования, и не только по причине своей общественной значимости и композиторского уровня - ибо само понятие уровня не может быть выведено из догматических предпосылок и подлежит обсуждению как «вкус», - но, прежде всего, чтобы закрыть удобную лазейку для мнения, будто если уж последовательный прогресс музыки натолкнулся на антиномии, то и от реставрации некогда бывшего, от сознательного отхода от музыкального ratio чего-то следует ожидать. Никакая критика прогресса не может быть легитимной - разве что та, что в условиях господствующей несвободы выявляет его реакционный момент и тем самым безжалостно подавляет всякие злоупотребления на службе у сохранения существующего. Выясняется, что позитивный возврат распавшегося вступает в заговор с деструктивными тенденциями эпохи гораздо основательнее, нежели то, что заклеймено как собственно деструктивное. Сам себя провозглашающий порядок является только прикрытием хаоса. Поэтому если рассмотрение вдохновлявшегося экспрессией, радикального Шёнберга оперирует понятиями на уровне музыкальной объективности, а анализ антипсихологичного Стравинского ставит вопрос об ущербном субъекте, находящемся в центре его oeuvre ', то здесь также действует диалектический мотив. Провокационные черты своего эссе автор не намерен умерять. Может показаться циничным, что после того, что произошло в Европе, и того, что грозит произойти в дальнейшем, он растрачивает время и умственную энергию на распутывание эзотерических вопросов современной композиторской техники. Кроме того, настойчивая эстетская полемичность, присутствующая в тексте, довольно часто обнаруживается там, где она непосредственно говорит о той реальности, которая к этой полемике безучастна. Но, возможно, этот эксцентрический почин все же прольет некоторый свет на положение вещей, хорошо знакомые проявления которого годятся лишь на то, чтобы замаскировать саму ситуацию, и при котором протест слышится только там, где общественное мнение предполагает лишь оторванность от жизни. А ведь это только музыка; каким же в конечном счете должен быть тот мир, где даже вопросы контрапункта свидетельствуют о непримиримых конфликтах! Насколько глубоко должны быть поколеблены основания современной жизни, если ее содрогание и оцепенение все еще подвергаются рефлексии там, куда уже не проникает никакая эмпирическая необходимость, - в области, о которой люди полагают, будто она предоставит им убежище от гнета ужасающей стандартизации, и которая все же исполняет обещанное людям, но лишь тогда, когда отказывается им предоставить то, чего они от нее ожидают. Во вступлении приводятся суждения, связывающие обе части воедино. Вступление должно подчеркнуть единство целого, а различия, тем более - языковые, между ранней и поздней частями сглажены не были. Время, разделяющее моменты возникновения обеих частей, было посвящено растянувшейся на двадцать с лишним лет работе с Максом Хоркхаймером над созданием совместной философии. И хотя автор этих строк один несет ответственность за музыкальный материал, принадлежность тому или иному соавтору конкретных теоретических положений трудно определить. Эта книга может рассматриваться как подвергшийся дальнейшей обработке экскурс к «Диалектике Просвещения». В ней все, что свидетельствует о стойкости, о вере в приносящую помощь силу определенного отрицания, обязано духовной и человеческой солидарности Хоркхаймера.



Кл.слова:
прогрес -- нова музика -- слухач -- естетика -- меломанія -- філофонія

   Тип видання:   наукове видання   
3.

Дідро, Дені.
Парадокс про актора [Електронний ресурс] / Д. Дідро. - К. : Мистецтво, 1966. - 146 с.. - (Пам'ятки естетичної думки)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У своєму трактаті відомий французький просвітник Дені Дідро намагається довести, що актор для того, щоб приголомшити глядачів, повинен бути абсолютно нечутливою людиною.



Кл.слова:
акторська майстерність -- драматургія -- театр -- вистава

   Тип видання:   науково-популярне видання   
4.


EL TOPOS: Как возможна философия кино? [Електронний ресурс] : исследования. Интервью. Эссе. Переводы. Кинотексты / редкол.: Д. Петренко, Л. Стародубцева. - Х. : El Topos Cinema Club Foundation, 2009. - 229 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ




Кл.слова:
кіномистецтво

   Тип видання:   наукове видання   
5.

Шпет, Г. Г.
Эстетические фрагменты [Електронний ресурс] / Г. Г. Шпет. - [Б. м. : б. в.]

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Едва ли найдется какой-нибудь предмет научного и философского внимания - кроме точнейших: арифметики и геометрии, - где бы так бессмысленно и некрасиво било в глаза противоречие между названием и сущностью, как в Эстетике. Стóит сказать себе, что эстетика имеет дело с красотою, т. е. с идеею, чтобы почувствовать, что эстетике нет дела до музыки.



Кл.слова:
краса -- почуття -- поезія -- музика

   Тип видання:   наукове видання   
6.

Герасимова, И. А.
Визуальный образ [Електронний ресурс] : междисциплинарные исследования / И. А. Герасимова. - М. : РАН, 2008. - 247 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге представлены результаты междисциплинарных исследований проблем визуализации и образного мышления. Эпистемологи предлагают системные модели создания и восприятия зрительных образов. Обсуждение проблемы восприятия форм природы вносит вклад в синергетическую парадигму. Ряд работ посвящен анализу художественного образа в живописи, литературе, кинематографе, архитектуре. Различные точки зрения на индивидуальные, социальные, политические и культурные образные реальности представлены специалистами по психологии, антропологии, политологии, культурологии. Книга предназначена для специалистов различного профиля, интересующихся проблемами творчества.



Кл.слова:
живопис

   Тип видання:   життєпис   
7.
 


Nixon, Mark.
Samuel Beckett’s German Diaries 1936–1937 [Electronic resource] / M. Nixon. - London : Continuum International Publishing Group, 2011. - 245 p
Переклад назви: Німецькі щоденники Семюела Беккета 1936-1937

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


This is the book we had been waiting for, as it dispels the myths surrounding Beckett's German Diaries. With extreme attention to detail, with unrivalled care for context and with penetrating judgment, Mark Nixon gives us a rationale for Beckett's apparently absurd tour of Nazi Germany. Nixon explains why the talking cure of psychoanalysis in London had to be replaced by a Romantic walking cure that passed through the ruins of a culture threatened with extinction. The doomed and melancholy Winterreise was to provide a foundation for the subsequent work and pave the way for a postwar aesthetic of loss and survival



Кл.слова:
письменник

   Тип видання:   життєпис   
8.
 


Chessa, Luciano.
Luigi Russolo, Futurist [Electronic resource] : noise, Visual Arts, and the Occult / L. Chessa. - Berkeley : University of California Press, 2012. - 284 p
Переклад назви: Луїджі Руссоло, футурист: шум, візуальні мистецтва і окультизм

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Luigi Russolo (1885-1947) - painter, composer, builder of musical instruments, and first-hour member of the Italian Futurist movement--was a crucial figure in the evolution of twentieth-century aesthetics. As creator of the first systematic poetics of noise and inventor of what has been considered the first mechanical sound synthesizer, Russolo looms large in the development of twentieth-century music. In the first English language study of Russolo, Luciano Chessa emphasizes the futurist's interest in the occult, showing it to be a leitmotif for his life and a foundation for his art of noises. Chessa shows that Russolo's aesthetics of noise, and the machines he called the intonarumori, were intended to boost practitioners into higher states of spiritual consciousness. His analysis reveals a multifaceted man in whom the drive to keep up with the latest scientific trends coexisted with an embrace of the irrational, and a critique of materialism and positivism.



Кл.слова:
мистецтво -- музика

   Тип видання:   науково-популярне видання   
9.

Арнхейм, Рудольф.
Искусство и визуальное восприятие [Електронний ресурс] : пер. с англ. / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 384 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Данный труд известного американского ученого Рудольфа Арнхейма является итогом многолетнего научно - педагогического опыта автора, активно использующего выводы и методику гештальтпсихологии в исследовании искусства и художественной деятельности. Книга Арнхейма привлекает к себе внимание прежде всего тем, что содержит богатый экспериментальный материал. Арнхейм широко использует эмпирические данные: психологические эксперименты, достижения физиологии, психологии и педагогики. Он приводит большое количестворисунков, схем, диаграмм, анализы произведений классического и современного искусства. Все это придает книге известную фундаментальность и фактологичность. В этом причина того, что работа Арнхейма до сих пор остается одной из основных в области исследования психологии искусства.



Кл.слова:
мистецтво -- оптика -- перцепція

   Тип видання:   науково-популярне видання   
10.
 


Johnson, Bruce.
Dark side of the tune [Electronic resource] : popular music and violence / Bruce Johnson, Martin Cloonan. - Farnham : Ashgate, 2009. - 255 p
Переклад назви: Темний бік мелодії: популярна музика і насильство

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Review: "Written against the academically dominant but simplistic romanticization of popular music as a positive force, this book focuses on the 'dark side' of the subject. It is an examination of the ways in which popular music has been deployed in association with violence, ranging from what appears to be an incidental relationship, to one in which music is explicitly applied as an instrument of violence." "A preliminary overview of the physiological and cognitive foundations of sounding/hearing which are distinctive within the sensorium, discloses in particular their potential for organic and psychic violence. The study then elaborates working definitions of key terms (including the vexed idea of the 'popular') for the purposes of this investigation, and provides a historical survey of examples of the nexus between music and violence, from (pre)Biblical times to the late nineteenth century." "The second half of the book concentrates on the modern era, marked in this case by the emergence of technologies by which music can be electronically augmented, generated, and disseminated, beginning with the advent of sound recording from the 1870s, and proceeding to audio-internet and other contemporary audio-technologies. Johnson and Cloonan argue that these technologies have transformed the potential of music to mediate cultural confrontations from the local to the global, particularly through violence. The authors present a taxonomy of case histories in the connection between popular music and violence, through increasingly intense forms of that relationship, culminating in the topical examples of music and torture, including those in Bosnia, Darfur, and by US forces in Iraq and Guantanamo Bay."--BOOK JACKET.



Кл.слова:
тортури -- музика -- насильство

   Тип видання:   науково-популярне видання   
11.

Dopp, Hans-Jurgen.
Music & Eros [Electronic resource] / Hans-Jurgen Dopp. - New York : Parkstone Press Ltd, 2008. - 255 p. - (Temporis)
Переклад назви: Музика й Ерос

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Music is not only a pleasure for the ear, it is the echo of the heartbeat, breath and desire. Professor Dpp revisits music as the catalyst for dance, love and sex. From the music sheet to dance and through instruments, music is the expression of our profound desires and most violent passions. The text revisits the history of music and art from the dances of the first men to pop and electronic music and through belly dance.



Кл.слова:
музика -- мистецтво -- сублімація

   Тип видання:   науково-популярне видання   
12.
 


Голосовкер, Яков Эммануилович .
Достоевский и Кант [Електронний ресурс] : размышление читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума» / Я. Э. Голосовкер. - М. : АН СССР, 1963. - 103 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Голосовкер в предлагаемой вниманию читателя работе ставит новый для литературоведения вопрос — о той роли, которую сыграло для Достоевского при написании романа «Братья Карамазовы» знакомство с трудом Иммануила Канта «Критика чистого разума». Это — не историко-философское, а написанное как размышление читателя литературоведческое исследование о связи романа Достоевского с основными положениями учения Канта об антиномиях — как о якобы неразрешимых противоречиях чистого разума. Хотя их неразрешимость в космологическом плане, по Канту, мнима, Достоевский снимает эту мнимость, усматривая под ней более глубокий моральный смысл, как бы утаиваемый Кантом. Роман Достоевского многопланов. В книге «Достоевский и Кант» он представлен не только в фабульном (читательском) плане, но и в плане скрытом (авторском), т. е. в подтексте. Он раскрывается одновременно и как полемика писателя Достоевского с философом Кантом, и как непрерывный поединок между героями романа и как поединок между персонифицированными Достоевским в романе положениями Канта об антиномиях, именуемыми Кантом «тезис» и «антитезис».



Кл.слова:
літературознавство -- філософія -- герменевтика

   Тип видання:   наукове видання   
13.

Лаку-Лабарт, Филипп.
Musica ficta (Фигуры Вагнера) [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Ф. Лаку-Лабарт. - СПб. : Аксиома : Азбука, 1999. - 224 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге одного из крупнейших представителей деконструкции, французского философа Филиппа Лаку -Лабарта, анализируется многогранное преломление эстетических — и политических — концепций Рихарда Вагнера в мысли четырех выдающихся деятелей культуры XIX -XX веков.



Кл.слова:
деконструкція -- естетика -- філософія музики

   Тип видання:   навчальний посібник   
14.


Світова художня культура [Електронний ресурс] : від первісного суспільства до початку Середньовіччя / О. П. Щолокова [та ін.]. - К. : Вища школа, 2004. - 176 с.

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Проблематика посібника охоплює історичні, соціологічні, моральні, естетичні та виховні аспекти художньої культури світу періоду від первісного суспільства до початку доби середньовіччя. Розглядаються загальні закономірності соціального розвитку суспільства, розкривається сутність творів мистецтва, багатство людської природи в різних видах художньої творчості. Аналізуються видатні явища культурних процесів різних регіонів світу, внутрішні зв'язки між видами мистецтва. Посібник широко ілюстрований. Для студентів вищих педагогічних навчальних закладів



Кл.слова:
живопис -- архітектура -- скульптура -- архаїчне мистецтво

   Тип видання:   науково-популярне видання   
15.
 


Ролан, Барт.
Camera lucida. Комментарий к фотографии [Електронний ресурс] / Барт Ролан. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2011. - 272 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


"Camera lucida. Комментарий к фотографии" Ролана Барта - одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии 1870 г. вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия Studium и Punctum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, Punctum - сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением.



Кл.слова:
візуальність -- фотографія -- французька філософія

   Тип видання:   науково-популярне видання   
16.
 


Делез, Жиль.
Кино [Електронний ресурс] / Жиль Делез. - Москва : Ад Маргинем, 2004. - 624 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Две книги о кино одного из крупнейших современных философов Жиля Делеза (1925-1995) имеют весьма неопределенный статус в современной теории. Они, с одной стороны, представляют большую трудность для историков и теоретиков кино, поскольку у концепции Делеза мало точек соприкосновения с тем, что до сих пор делалось в этой области знания. Конечно, почти все фильмы, с которыми имеет дело французский философ в своем исследовании, хорошо известны не только специалистам, но и широкому кругу синефилов; конечно, киноведческая литература не охвачена Делезом достаточно полно, однако даже предъявленное им количество фильмов и работ о кино кажется избыточным для статусного философа. Делез несомненно был увлечен кинематографом, очарован им. Несомненно и то, что дело вовсе не в количестве просмотренных им фильмов, что трудности историков и теоретиков кино в понимании Делеза начинаются с того, что все, сделанное ими за многие годы, оказывается чем-то очень частным и незначительным: не только исторические периоды, школы, направления, но и основные технические понятия (монтаж, крупный план, план-эпизод, тревеллинг и т. п. ) обретают в этой работе очень непривычную интерпретацию.



Кл.слова:
філософія мистецтва -- кінематограф -- теорія кіно
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського