Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Віртуальна довідка (4)Тематичний інтернет-навігатор (1)Автореферати дисертацій (261)Реферативна база даних (1233)Книжкові видання та компакт-диски (346)Журнали та продовжувані видання (19)
Пошуковий запит: (<.>K=ЕСТЕТИК$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 84
Представлено документи з 1 до 20
...

   Тип видання:   наукове видання   
1.


История уродства [Електронний ресурс] / под ред. У. Эко. - М. : Слово, 2007. - 456 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В этой книге Умберто Эко обращается к феномену безобразного, которое чаще всего рассматривали как противоположность прекрасному, но подробно никогда не исследовали. Однако безобразие – понятие гораздо более сложное, чем простое отрицание различных форм красоты. Всегда ли уродство символизирует зло? Почему на протяжении многих веков философы, художники, писатели неизменно обращались к отклонениям от нормы, диспропорциям, изображали козни дьявола, ужасы преисподней, страдания мучеников и трагизм Страшного суда? Что хотели они сказать своими произведениями? Как реагировали на них современники и как сегодня воспринимаем эти произведения мы? Автор анализирует все эти проблемы, иллюстрируя свой рассказ философскими и литературными текстами, строками поэзии, примерами из живописи, скульптуры, кинематографа. В результате уродство предстает здесь как человеческая драма. Эта книга понравится и поклонникам Умберто Эко, и всем, кто интересуется культурой и искусством.



Кл.слова:
зовнішність -- потворність -- естетика -- мистецтво

   Тип видання:   науково-популярне видання   
2.


История красоты [Електронний ресурс] / под ред. У. Эко. - М. : Слово, 2005. - 440 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга посвящена вопросу, всегда волновавшему художников, философов, ученых, поэтов: что такое красота? В разные эпохи на него отвечали по-разному, а порой и в рамках одной культуры разные концепции красоты вступали между собой в противоречие. Читатель узнает, как на протяжении веков менялось отношение человека к красоте природы, женского и мужского тела, чисел, звезд, драгоценных камней, одежды, Бога и Дьявола. Авторские размышления дополняются высказываниями знаменитых философов, поэтов, писателей. Книгу иллюстрируют примеры из живописи, архитектуры, скульптуры, а также кино, телевидения и даже рекламы. Эта книга не оставит равнодушными поклонников Умберто Эко, равно как и тех, кто интересуется искусством.



Кл.слова:
зовнішність -- краса -- естетика -- мистецтво

   Тип видання:   підручник   
3.

Адорно, Т. В.
Теорія естетики [Електронний ресурс] / Т. В. Адорно. - К. : Основи, 2002. - 518 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


"Теорія естетики" видатного німецького філософа. соціолога та музикознавця Теодора Адорно (1903-1969) не менш суперечлива й певною мірою парадоксальна. ніж світ, у якому ми живемо. Автор поєднує найвищий ідеалізм із суто догматичним матеріалізмом та детермінізмом. Попри неактуальну нині полемічну спрямованість і свій характер "речі в собі". твір буде цікавий усім, хто прагне збагнути незбагненне, наблизитись до розуміння тієї великої загадки, яку називають мистецтвом.



Кл.слова:
матеріалізм -- ідеалізм -- детермінізм

   Тип видання:   наукове видання   
4.

Киркегор, С.
Наслаждение и долг [Електронний ресурс] : пер. с дат. / С. Киркегор. - К. : AirLand, 1994. - 496 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Предлагаемые три произведения: «Афоризмы Эстетика», «Дневник Обольстителя», «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» датского писателя Сёрена Киркегора взяты из его замечательного сочинения "Одно из двух" состоящего из двух частей, прямо противоположных между собой по содержанию; первая часть — чисто эстетического, а вторая — строго этического характера. Названное сочинение вышло в 1843 году под псевдонимом Виктор Эремит, но в предисловии было сказано, что последний является лишь издателем, а не автором, так как все статьи, составляющие предлагаемое сочинение, найдены им в бумагах одного приятеля и принадлежат, как видно, перу двух разных лиц, из которых одно — эстетик — дало материал для первой части, а другое — этик — для второй. В виду того, что «Афоризмы Эстетика» и «Дневник Обольстителя» — отдельные статьи первой, а «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» — одна из статей второй части, наметим вкратце общее содержание обеих частей. Все восемь статей первой части проникнуты мировоззрением эстетика, признающего один культ красоты и наслаждения, и бросающегося, отыскивая их, во все стороны. Ни одна из прекрасных, интересных сторон жизни не ускользает от него; музыка (статья «Моцартовский Дон Жуан»), поэзия и театр (статья «Софокл и Шекспир»), любовь и женщины («Дневник Обольстителя») — все служит ему материалом. «Афоризмы эстетика», справедливо считающиеся жемчужинами датской литературы, служат как бы прелюдией ко всей первой части, отражая в себе различные, быстро сменяющиеся в душе эстетика настроения. «Дневник...» же дает понятие о самых попытках эстетика жить исключительно эстетической жизнью. Вторая часть является выражением взглядов строгого этика, жреца культа нравственности и долга, и состоит из трех статей: «О браке»; «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»; «О греховности человеческой». Помещаемая здесь вторая из них является полнейшим контрастом «Дневнику Обольстителя», так как содержит систематическую с точки зрения логики и нравственности проверку миросозерцания эстетика Главное значение этой статьи, так же, как и всей вообще литературной деятельности Киркегора, в том, что автор заставляет читателя не только объективно проследить обмен мыслей между двумя последователями различных направлений в жизни, но также принять в их споре личное участие, согласиться с необходимостью «выбора» и проникнуться сознанием той ответственности, какую этот выбор на них налагает.



Кл.слова:
естетика -- етика -- філософія

   Тип видання:   наукове видання   
5.

Бёрк, Э.
Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Електронний ресурс] / Э. Бёрк. - М. : Искусство, 1979. - 238 с.. - (История эстетики в памятниках и документах)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Предлагаемый трактат — основное философское произведение крупнейшего представителя сенсуалистско-материалистической тенденции английской эстетике XVIΙΙ века Эдмунда Бёрка. В свое время необычайно популярное оно оказало большое воздействие на немецкую эстетику в лице таких ее выдающихся представителей, как Лессинг, Гердер, Кант. К этому произведению прилагаются материалы из "Записной книжки" молодого Берка. Это одновременно и остроумные зарисовки нравов тогдашнего английского высшего света и философские обобщения, которые позволяют проследить процесс становления эстетических позиции Бёрка. Исходным пунктом эстетической системы Бёрка было противопоставление возвышенного и прекрасного. Согласно Бёрку, эстетический вкус имеет много общего с ощущениями, получаемыми органами чувств из внешнего мира (или «внешними чувствами», по терминологии Бёрка). В особенности же велико сходство между эстетическим вкусом и обычными вкусовыми ощущениями, поэтому не случайно для обозначения этих двух способностей используется одно и то же слово «вкус» («taste»). «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («А Philosophical Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful») увидело свет в 1757 г. и приобрело очень скоро широкую известность. В начале 1759 г. книга Бёрка вышла вторым изданием. В качестве введения в нее был включен новый раздел, посвященный проблеме эстетического вкуса («On Taste»). Затем на протяжении тридцати лет книга переиздавалась десять раз, примерно каждые три года, так что ее смело можно назвать одним из бестселлеров второй половины XVIII века.



Кл.слова:
естетика -- смак

   Тип видання:   підручник   
6.

Лоу, С.
Философские истории [Електронний ресурс] : пер. с англ. / С. Лоу. - М. : АСТ : Хранитель, 2007. - 280 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге Стивена Лоу представлен очень широкий круг философских проблем — от вопроса о происхождении Вселенной до проблем морали и эстетики. Более того, анг­лийский автор включает в число философских такие проблемы, которые в отечественной философской литературе никогда не рассматривались, например, проблему го­мосексуализма или вопрос о том, не безнравственно ли употреблять в пищу мясо. Однако это отнюдь не главное достоинство его книги. Гораздо важнее то, что философским проблемам он умеет придать конкретную живую форму, умеет показать, в каком виде они предстают в нашей повседневной жизни. Скажем, философский вопрос о природе и сущности сознания он обсуждает в виде вопросов о том, может ли машина мыслить, что такое душа, как мое личное «Я» связано с моим телом и мозгом. Свойства времени рассматриваются в связи с вопросом о возможности создания машины времени. Говоря о природе морали, автор ставит перед читателем вопрос: допустимо ли убить невинного человека ради спасения жизни другого человека? Особую привлекательность придает книге Лоу его манера изложения — свободная и предельно простая. Как правило, автор использует диалог, участники которого пред­ставляют разные позиции по обсуждаемому вопросу, критикуют друг друга, отвечают на возражения, ищут аргументы в защиту своей позиции. Споры персонажей книги дают представление о реальных трудностях в решении рассматриваемых философских проблем, о различных подходах к их решению, высказанных в философской лите­ратуре, о трудностях, с которыми сталкиваются те или иные решения. PS. На мой взгляд книга действительно поможет детям (и их родителям) понять логику обсуждения философских вопросов. Несмотря на "несерьезность" книги, преподавателям философии она позволит набрать множество примеров, а их ученикам лучше разобраться в философском материале. Попозже выложу и "Философсикй тренинг" того же автора.



Кл.слова:
Всесвіт -- мораль -- естетика

   Тип видання:   наукове видання   
7.

Кант, І.
Естетика [Електронний ресурс] : пер. с нем. / І. Кант. - Л. : Аверс, 2007. - 360 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Проблеми філософсько-естетичної спадщини І. Канта не втрачають свого значення і зараз. Сьогодні нам особливо близькі думки філософа про гуманістичному зміст естетичного ідеалу, про красу як «символ моральності» і «вільної гри» душевних сил людини як основі естетичної насолоди, про роль людського спілкування у пробудженні інтересу до прекрасного, про моральний значенні естетичного сприйняття природи та ін . Не маючи перекладів творів Канта на українську мову, ми маємо тим не менше свідчення досить широкого засвоєння його ідей діячами української культури. Вже з самого початку XIX ст. естетику в Харківському університеті викладають професора, близько знайомі з поглядами Канта. Так, явний вплив кантівської естетики простежується в підручнику харківського професора Л. Якоба. Почавшись у період становлення в Україні естетики як самостійної галузі філософських знань та академічної дисципліни, знайомство з Кантом залишається і далі необхідним елементом освіченості. Серед тих, хто висловлює оригінальні судження щодо кантівської філософії, не тільки фахівці-філософи, а й письменники, громадські діячі - І. Я. Франка, П. А. Грабовський.



Кл.слова:
філософія

   Тип видання:   монографія   
8.

Панашенко., В. В.
Палеографія українського скоропису другої половини XVII ст. [Електронний ресурс] / В. В. Панашенко.. - К. : Наукова думка, 1974. - 111 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Одне з найцікавіших і найглибших досліджень естетики українського скоропису. Автор аналізує і порівнює написання окремих літер впродовж XVII століття, досліджує манір та декоративне забарвлення давнього українського письма.



Кл.слова:
письмо -- рукопис

   Тип видання:   зб. статей   
9.

Потебня, О. О.
Естетика і поетика слова [Електронний ресурс] : збірник / О. О. Потебня. - К. : Мистецтво, 1985. - 302 с.. - (Пам'ятки естетичної думки)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


До збірника включено статті та фрагменти з творів і лекцій видатного мислителя-вченого, який зробив великий внесок у розвиток багатьох галузей гуманітарних знань — мовознавства, фольклористики, літературознавства, естетики та психології творчості, а його ідеї справили значний вплив на розвиток вітчизняної естетичної думки і мистецтвознавства. Розраховано на широкі кола читачів, які цікавляться питаннями теорії мистецтва, естетики, психології творчості, фольклористики та філології.



Кл.слова:
література -- мовознавство

   Тип видання:   монографія   
10.

Вейдле, В. В.
Умирание искусства [Електронний ресурс] / В. В. Вейдле. - М. : Республика, 2001. - 447 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В.Вейдле (1895-1979) - известный писатель и историк культуры первой русской эмиграции. Его высоко ценили не только И.Бунин, Б.Зайцев, В.Ходасевич, но и западные поэты и мыслители - П.Клодель, Э.Ауэрбах и др. Эрудит, блестяще владевший четырьмя языками, он отличался оригинальностью, остротой и резкостью своих суждений об искусстве, литературе, обществе. В настоящем сборнике отечественный читатель познакомится с наиболее значительными сочинениями В.Вейдле: «Умирание искусства» (1937), «Рим: Из бесед о городах Италии», статьями разных лет о русской и западной культуре XIX - XX вв. Для тех, кто интересуется вопросами эстетики, философии и культуры.



Кл.слова:
Мистецтво -- філософія -- культура -- естетика

   Тип видання:   підручник   
11.

Дильтей, В.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 3 : Построение исторического мира в науках о духе. - 2004. - 418 с.

Т. 4 : Герменевтика и теория литературы. - 2001. - 530 с.


Хотя в истории философии XX века Вильгельм Дильтей имеет устойчивую репутацию «классика герменевтики» как посредника между «традиционной герменевтикой» Шлейермахера и «философской герменевтикой» Гадамера, обсуждение этой темы занимает в его обширном наследии весьма скромное место, да и сам термин «герменевтика» встречается в его основных трудах довольно редко. Этот факт тем более удивителен, что уже в самом начале своей научной карьеры (в возрасте 27 лет) Дильтей подготовил подробнейшее исследование по истории герменевтики. Это исследование он представил в 1860 г. в качестве сочинения на конкурс, объявленный обществом Шлейермахера по теме -«осветить особые заслуги герменевтики Шлейермахера в сравнении с ранними трактовками этой науки, в особенности у Эрнести и Кайля». Конкурсное сочинение Дильтея «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики», открывающее настоящий том, содержит в первой части обстоятельный анализ правил понимания и интерпретации (в трудах Флация), выработанных протестантской герменевтикой в конфессиональных спорах о самодостаточности и общепонятности Священного Писания. Развитие герменевтической техники в эпоху Просвещения Дильтей рассматривает как исходный пункт герменевтики Шлейермахера, который переходил от формулировки правил грамматической и исторической интерпретации к систематическому исследованию самого процесса понимания. В контексте дискуссий немецкого идеализма и романтизма, влияние которых на становление теории Шлейермахера подробно раскрывает Дильтей, проблема постижения творческой индивидуальности приобретала решающее значение. С ней было связано и перенесение в герменевтике интереса толкователя с понимания отдельных мест текста на понимание целостного замысла автора. Грамматическая интерпретация подчинялась психологической, долженствующей прояснить генезис авторской идеи, а в ее перспективе детально реконструировать смысл всего произведения. Философские результаты, а вместе с тем и внутренние противоречия такого определения герменевтики Дильтей анализирует в ходе реконструкции теории Шлейермахера и ее применений к пониманию искусства, религии и истории философии. При жизни Дильтея его конкурсная работа осталась не напечатанной и увидела свет лишь столетие спустя после ее написания, в рамках нового издания Дильтеевой биографии Шлейермахера. При жизни Дильтей опубликовал лишь отрывки своего сочинения, самым важным из которых была его статья «Возникновение герменевтики» (1900). В этой статье он, правда, расширяет горизонт исторического рассмотрения, обращаясь к истокам теорий истолкования в античности и раннем христианстве. Здесь же, а особенно в рукописных дополнениях к статье, Дильтей дает набросок систематических задач герменевтики, определяемой им как составная часть логико-методологического обоснования гуманитарных наук. В анализе понимания должны быть обоснованы всеобщие принципы гуманитарных наук, оправдывающие значимость их познавательных результатов. При этом герменевтика выполняет функцию связующего звена между общефилософским прояснением отношения жизни и познания, с одной стороны, и практикой гуманитарных наук, с другой. Во второй части тома публикуются важнейшие работы Дильтея по теории литературы и эстетике. В работе «Воображение поэта. Элементы поэтики» (1887) исследуется центральная для философской концепции Дильтея тема связи индивидуального переживания и его выражения в формах культуры. Прообразом этой связи является процесс создания художественных образов, реализуемый поэтическим воображением. Дильтея интересует воображение как комплексный процесс, коренящийся в элементарных структурах психических актов и развивающийся в сложную систему зрительных и языковых образов, составляющих художественное произведение как культурный феномен. Правда первоначальная ориентация на постижение психической природы поэтического переживания уступает у него впоследствии место анализу выражений переживаний в языке и соответственно исследования процесса понимания этих выражений. Отчетливо этот переход от психологической эстетики к изучению историко-культурного бытия искусства наблюдается во «Фрагментах Поэтики» (1907-1908), которые Дильтей написал в ходе позднейшей переработки своей статьи о «Воображении поэта». Во фрагментах дается анализ «переживания» уже не как чисто психического феномена, а как одного из аспектов формирования «значений» целостной культурно-исторической жизни, образующих почву и материал поэтического творчества. Поэтика, понятая как осмысление связи переживания и выражений, приобретает, таким образом, парадигмальный характер для всей системы гуманитарных наук, призванных артикулировать историческое самосознание человека. Работа «Три эпохи новой эстетики и ее сегодняшняя задача» (1892) фокусирует историческое понимание искусства в проблеме определения стилевых особенностей искусства XIX века, пронизанного тенденциями историзма и натурализма. Дильтей разбирает основные этапы развития эстетики в эпоху Нового времени под углом зрения связи эстетики с художественной критикой и публикой. Результаты этой исторической ретроспективы ложатся в основу наброска теории искусства, цель которой примирить сознание исторической относительности художественной техники с универсальным значением художественного творчества.



Кл.слова:
герменевтика -- психологія -- естетика -- поетика

   Тип видання:   наукове видання   
12.

Лаврентьева, Е. В.
Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет [Електронний ресурс] / Е. В. Лаврентьева. - 2-е изд.. - М. : Молодая Гвардия, 2007. - 663 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга знакомит читателей с правилами дворянского этикета пушкинского времени и культурой застолья первой трети XIX века. Повествует о гастрономических пристрастиях русской аристократии. В книгу включены документальные источники и материалы из периодических изданий и руководств по этикету прошлого века.



Кл.слова:
етика -- естетика -- етикет

   Тип видання:   підручник   
13.

Адорно, Т. В.
Эстетическая теория [Електронний ресурс] / Т. В. Адорно. - М. : Республика, 2001. - 527 с.. - (Философия искусства)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Выдающийся немецкий философ Теодор В. Адорно (Визенгрунд-Адорно) (1903— 1969) — один из главных представителей Франкфуртской школы, автор многих работ по проблемам культуры, искусства, литературы, теории познания, философии морали, социологии, музыкальной критики. «Эстетическая теория» — последняя большая работа Адорно, один из наиболее значительных трудов в современной западной философии искусства. Адорно рассматривал его как итог всей своей творческой жизни. На русском языке книга издастся впервые и адресуется читателям, интересующимся проблемами современной эстетики, спецификой искусства и его историческими судьбами.



Кл.слова:
естетика -- мистецтво

   Тип видання:   наукове видання   
14.

Гадамер, Г. -Г.
Актуальность прекрасного [Електронний ресурс] / Г. -Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 367 с.. - (История эстетики в памятниках и документах)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В сборнике представлены работы крупнейшего из ныне здравствующих философов XX века — Ганса Георга Гадамера (род. в 1900 г.). Гадамер — глава одного из ведущих направлений современного философствования — герменевтики. Его труды неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки. Гадамер является также всемирно признанным авторитетом в области классической филологии и эстетики. Сборник отражает как общефилософскую, так и конкретно-научную стороны творчества Гадамера, включая его статьи о живописи, театре и литературе. Практически все работы, охватывающие период с 1943 по 1977 год, публикуются на русском языке впервые. Книга открывается Вступительным словом автора, написанным специально для данного издания. Рассчитана на философов, искусствоведов, а также на всех читателей, инте- ресующихся проблемами теории и истории культуры.



Кл.слова:
естетика -- герменевтика

   Тип видання:   наукове видання   
15.

Выготский, Лев Семенович.
Психология искусства [Електронний ресурс] / Л. С. Выготский. - 3-е изд.. - М. : Искусство, 1968. - 496 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым – в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915-1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства. Книга рассчитана на специалистов – эстетиков, психологов, искусствоведов, а также на широкий круг читателей.



Кл.слова:
естетика

   Тип видання:   наукове видання   
16.
 


Горохов, Андрей.
Музпросвет [Електронний ресурс] / Андрей Горохов. - М. : Флюид, 2010. - 466 с.

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Музпросвет - довольно противоречивое предприятие, ставящее своей целью расхваливание болячек современной музыки. Охватить взглядом современную музыку просто невозможно. Искренно полюбить ее во всех ее многообразных проявлениях - тем более. Но и игнорировать ее нельзя. Ситуация несколько облегчается тем обстоятельством, что не так уж она нова и разнообразна, как кажется на первый взгляд



Кл.слова:
електронна музика -- естетика музики

   Тип видання:   підручник   
17.

Потебня, А. А.
Эстетика и поэтика [Електронний ресурс] / А. А. Потебня. - М. : Искусство, 1976. - 614 с.. - (История эстетики в памятниках и документах)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге впервые собраны работы выдающегося мыслителя XIX века А. А. Потебни (1835-1891), эстетические идеи которого оказали большое влияние на развитие теории и психологии художественного творчества. Существенные проблемы искусства рассматриваются Потебней в таких трудах, как «Мысль и язык», «Из записок по теории словесности», в статьях и высказываниях о народном творчестве и произведениях художников слова.



Кл.слова:
естетика -- художня творчість

   Тип видання:   наукове видання   
18.

Адорно, Т. В.
Философия новой музыки [Електронний ресурс] : пер. с нем. / Т. В. Адорно. - М. : Логос, 2001. - 352 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Настоящую книгу составили два написанных с семилетним промежутком исследования и введение. Пусть оправданием для построения целого послужат несколько пояснительных слов. В 1938 году в журнале «Zeitschrift fur Sozialforschung» автор опубликовал статью «О характере фетиша в музыке и о регрессии прослушивания». Целью статьи было показать изменение функции музыки в наше время, указать на внутренние перемены, которые претерпевают музыкальные феномены как таковые благодаря их включению в систему массового коммерциализированного производства, и вместе с тем отметить, как воздействие определенных антропологических сдвигов в стандартизованном обществе простирается вплоть до компонентов слушания музыки. Уже тогда автор планировал подвергнуть диалектическому анализу и уровень самого композиторского искусства, всегда оказывающий решающее влияние на состояние музыки. Слишком очевидной представлялась ему власть общественной тотальности даже в таких, казалось бы, производных сферах, как музыка. Он не мог обманываться в том, что воспитавшее его искусство, даже в своем чистом и бескомпромиссном виде не является исключением для всемогущего овеществления, но, напротив, стремясь защитить свою незапятнанность, само же и порождает характерные явления того рода, каким противостоит. Задачей автора было распознать те объективные антиномии, в которых искусство, подлинно хранящее верность своим притязаниям, невзирая на последствия, неизбежно запутывается, попадая в гетерономную действительность, и преодолеть которые можно не иначе, как доведя их до крайности и отрешившись от иллюзий. Эти представления легли в основу работы о Шёнберге, завершенной только в 1940-1941 годах. В то время она оставалась неопубликованной, и за пределами чрезвычайно узкого круга сотрудников Института социальных исследований в Нью-Йорке была доступна лишь немногим. Сегодня она издается в первоначальном виде, с некоторыми добавлениями, касающимися исключительно позднейших сочинений Шёнберга. Уже после войны, когда автор все же решился на немецкую публикацию, ему показалось необходимым добавить к разделу о Шёнберге раздел о Стравинском. Если уж книга высказывалась о новой музыке в целом, то даже ее не склонный к обобщениям и классификациям метод должен был выходить за пределы рассмотрения одной отдельной школы, даже если это единственная школа, которая находится на уровне современных объективных возможностей музыкального материала и бескомпромиссно признает все его трудности. Полярно противоположный метод Стравинского настоятельно требовал истолкования, и не только по причине своей общественной значимости и композиторского уровня - ибо само понятие уровня не может быть выведено из догматических предпосылок и подлежит обсуждению как «вкус», - но, прежде всего, чтобы закрыть удобную лазейку для мнения, будто если уж последовательный прогресс музыки натолкнулся на антиномии, то и от реставрации некогда бывшего, от сознательного отхода от музыкального ratio чего-то следует ожидать. Никакая критика прогресса не может быть легитимной - разве что та, что в условиях господствующей несвободы выявляет его реакционный момент и тем самым безжалостно подавляет всякие злоупотребления на службе у сохранения существующего. Выясняется, что позитивный возврат распавшегося вступает в заговор с деструктивными тенденциями эпохи гораздо основательнее, нежели то, что заклеймено как собственно деструктивное. Сам себя провозглашающий порядок является только прикрытием хаоса. Поэтому если рассмотрение вдохновлявшегося экспрессией, радикального Шёнберга оперирует понятиями на уровне музыкальной объективности, а анализ антипсихологичного Стравинского ставит вопрос об ущербном субъекте, находящемся в центре его oeuvre ', то здесь также действует диалектический мотив. Провокационные черты своего эссе автор не намерен умерять. Может показаться циничным, что после того, что произошло в Европе, и того, что грозит произойти в дальнейшем, он растрачивает время и умственную энергию на распутывание эзотерических вопросов современной композиторской техники. Кроме того, настойчивая эстетская полемичность, присутствующая в тексте, довольно часто обнаруживается там, где она непосредственно говорит о той реальности, которая к этой полемике безучастна. Но, возможно, этот эксцентрический почин все же прольет некоторый свет на положение вещей, хорошо знакомые проявления которого годятся лишь на то, чтобы замаскировать саму ситуацию, и при котором протест слышится только там, где общественное мнение предполагает лишь оторванность от жизни. А ведь это только музыка; каким же в конечном счете должен быть тот мир, где даже вопросы контрапункта свидетельствуют о непримиримых конфликтах! Насколько глубоко должны быть поколеблены основания современной жизни, если ее содрогание и оцепенение все еще подвергаются рефлексии там, куда уже не проникает никакая эмпирическая необходимость, - в области, о которой люди полагают, будто она предоставит им убежище от гнета ужасающей стандартизации, и которая все же исполняет обещанное людям, но лишь тогда, когда отказывается им предоставить то, чего они от нее ожидают. Во вступлении приводятся суждения, связывающие обе части воедино. Вступление должно подчеркнуть единство целого, а различия, тем более - языковые, между ранней и поздней частями сглажены не были. Время, разделяющее моменты возникновения обеих частей, было посвящено растянувшейся на двадцать с лишним лет работе с Максом Хоркхаймером над созданием совместной философии. И хотя автор этих строк один несет ответственность за музыкальный материал, принадлежность тому или иному соавтору конкретных теоретических положений трудно определить. Эта книга может рассматриваться как подвергшийся дальнейшей обработке экскурс к «Диалектике Просвещения». В ней все, что свидетельствует о стойкости, о вере в приносящую помощь силу определенного отрицания, обязано духовной и человеческой солидарности Хоркхаймера.



Кл.слова:
прогрес -- нова музика -- слухач -- естетика -- меломанія -- філофонія

   Тип видання:   підручник   
19.

Лосев, А. Ф.
Философия. Мифология. Культура [Електронний ресурс] / А. Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. - 525 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Философская мысль наших дней всё чаще обращается к творчеству Алексея Фёдоровича Лосева (1893—1988), русского философа и филолога, автора многочисленных трудов по истории философии, античной мифологии, эстетике и литературе. В настоящее издание вошли в основном малоизвестные, ставшие библиографической редкостью работы, в том числе и фундаментальное исследование раннего Лосева — «Диалектика мифа» (1930). Публикуемые сочинения расширяют наши представления о философских взглядах учёного, позволяют глубже понять сложную эволюцию его мировоззрения. Рассчитано на всех интересующихся историей философии и культуры.



Кл.слова:
міфологія -- естетика -- етика -- філософський погляд

   Тип видання:   монографія   
20.

Бушанський, В.
Естетика політичної влади [Електронний ресурс] / В. Бушанський. - К. : Парапан, 2009. - 155 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У книзі висвітлюються теоретико-методолоіічні засади вивчення політико-естетичних феноменів, взаємозв'язок політичного буття та свідомості, вплив міфічного й історичного світоглядів на сприйняті політики, можливість застосування естетичних категорій у процесі аналізу естетичних проявів політики й історичне втілення останніх. Показано, що естетичне сприйняття передусім позначається на становленні владної свідомості. Політико-естетичні феномени сприймаються суб'єктом завдяки механізму принадження, що постас як процес некритичного засвоєння естетичних образів як належних цінностей — мисленнених і повелінкових взірців. В історії політико-естетична феноменологія постає у вигляді міфів, телеологічних уявлень, тоталітарних і демократичних ритуалів.



Кл.слова:
влада
...
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського