Головна сторінка     Історико-культурні фонди  
  Електронний каталог  
  Інформаційно-бібліографічний сервіс  
 Філософська бібліотека НБУВ 

Бази даних


Філософам - Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Вид пошуку

Вид пошуку
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Філософам - Електронний каталог НБУВ (20)
Пошуковий запит: ((<.>U=Ю0/8$<.>)+(<.>U=Ю2$<.>)+(<.>U=Ю6$<.>)+(<.>U=Ю4$<.>)+(<.>U=Ю3$<.>)+(<.>RZN=Ю2$<.>))*(<.>K=ЦИВІЛІЗАЦІЙНИЙ$<.>+<.>K=ПОСТУП$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 18
Представлено документи з 1 до 18

   
Тип видання: наукове видання   
1.

Фукуяма, Ф.
Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции [Електронний ресурс] : пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М. : АСТ : ОАО "Люкс", 2004. - 349 с. - (Philosophy)

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Известный американский философ вновь обращается к теме будущего человечества какие перспективы предлагает нам бурное развитие медицины и биотехнологии, к каким социальным и политическим последствиям может привести генная инженерия и, в частности, клонирование человека? Что мы обретем на этом пути? И — что потеряем? Предисловие автора Когда человек, занимавшийся последние годы в основном вопросами культуры и экономики, берется писать книгу о биотехнологии, его поступок может показаться весьма экстравагантным, но «в этом безумии есть своя система». В начале 1999 года Оуэн Харрис, редактор «Национального интереса» (The National Interest), попросил меня написать десятилетнюю ретроспективу по моей статье «Конец истории?», впервые опубликованной летом 1989 года. В той статье я утверждал, что Гегель был прав, говоря, будто история закончилась в 1806 году, поскольку с тех пор не было существенного движения за пределы принципов Французской революции, а в победе Наполеона под Иеной в 1806 году Гегель видел консолидацию этих принципов. Коллапс коммунизма в 1989 году свидетельствовал лишь о завершении широкой конвергенции в сторону либеральной демократии в мировом масштабе. Раздумывая над обильной критикой этой статьи, которая с тех пор появилась, я пришел к выводу, что лишь один аргумент невозможно отвергнуть: конца истории не может быть, пока не будет конца науки. Согласно механизму прогресса универсальной истории, который я описал в своей следующей книге, «Конец истории и последний человек», развитие современной науки и порождаемой ею технологии есть одна из главных движущих сил этого прогресса. Многие аспекты технологии конца двадцатого столетия, в том числе так называемая информационная революция, весьма способствовали распространению либеральной демократии. Но мы отнюдь не приблизились к концу науки, а науки биологического направления сейчас вообще на крутом подъеме. Как бы там ни было, я довольно долго размышлял о влиянии современной биологии на наше понимание политики. Этот интерес возник из работы семинара, который я возглавлял несколько лет и который занимался исследованием влияния новых наук на международную политику. Некоторые мои мысли по этому поводу вошли в книгу «Великий разрыв» (The Great Disruption), где исследовался вопрос о человеческой природе и нормах и о том, как наше понимание формируется под влиянием новой экспериментальной информации из таких областей, как этология, эволюционная биология и когнитивная неврология. Но приглашение написать ретроспективу «Конца истории» дало мне повод подумать о будущем более систематически, и в результате в 1999 году в «Национальном интересе» появилась статья, озаглавленная «По зрелом размышлении: последний человек в бутылке» (Second Thoughts: The Last Man in a Bottle). Предлагаемая книга представляет собой серьезное развитие затронутых там тем. Террористические акты в США 11 сентября 2001 года снова вызвали к жизни сомнение относительно тезиса о конце истории, на этот раз в связи с утверждением, что мы стали свидетелями «столкновения цивилизаций» (пользуясь формулировкой Сэмюэля П. Хантингтона) — Запада и Ислама. Я лично считаю, что эти события ничего подобного не доказывают — просто исламский радикализм, стоящий за этими актами, ведет отчаянные арьергардные бои и будет в свое время смыт широким приливом модернизации. Но на что эти события действительно указывают — это на то, что те наука и технология, которые порождают современный мир, сами по себе являются ключевыми уязвимыми точками нашей цивилизации. Самолеты, небоскребы и биолаборатории — все эти символы современности — были превращены в оружие одним прикосновением злонамеренной изобретательности. В данной книге не идет речь о биологическом оружии, но возникновение биотерроризма как вполне реальной угрозы указывает на необходимость (о которой в книге говорится) большего политического контроля над применением науки и технологии.

Кл.слова:
біотехнологія -- генна інженерія -- клонування -- технічний прогрес


   
Тип видання: наукове видання   
2.

Пирс, Ч.
Начала прагматизма [Електронний ресурс] / Ч. Пирс. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ : Алетейя, 2000. - 352 с. - (Метафизические исследования. Приложение к альманаху)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Во второй том настоящего издания включена наиболее известная издательская компиляция «Спекулятивная Грамматика», а также переписка Пирса с секретарем Смитсоновского института профессором Сэмуэлем Лэнгли и Виолой Уэлби, автором вышедшей в одно время с Principia Mathematica книгой «Что такое Значение». Пирс не ограничивает знак функциями обозначения и сообщения, но говорит о нем как о некоем учреждающем событии репрезентации — действия, подчиненного особой семиотической каузальности и организующего взаимосвязь между чувственной достоверностью и мотивацией человеческих поступков, между эгоистическим намерением и публичной истиной, между словами и вещами. Понятия убеждения, значения, истины, реальности формируют условия успешной интерпретации помимо опыта индивидуального сознания, по ту сторону индивидуальной воли. Обращаясь к этим понятиям, семиотика Пирса сохраняет за собой стремление классического трансцендентализма к исследованию условий возможности интерсубъективного знания, но при этом отказывается от фундаментального для трансцендентальной философии понятия сознания и всех связанных с ним методологических процедур, осуществляя попытку доказать, что феномен и суждение обладают особого характера общим онтологическим источником, а не просто набрасывают друг на друга некую общую меру. Путь семиотики — поистине «путь отчаяния», осуществление «трагической судьбы достоверности себя самого». Но теперь уже не сознание, а Убеждение выступает в качестве единственного гаранта синхронности индивидуального намерения и смысла происходящего в действительности.

Кл.слова:
метафізика -- семіотика -- феноменологія


   
Тип видання: життєпис   
3.

Носик, Б. М.
Швейцер [Електронний ресурс] / Б. М. Носик. - М. : Молодая Гвардия, 1971. - 416 с. - (Жизнь замечательных людей. ЖЗЛ : серия биографий ; вып. 522)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Читателю, который раскроет эту книгу, предстоит познакомиться с воистину замечательным сыном XX века. Доктор философии и приват-доцент теологии одного из старейших европейских университетов, музыкант-органист, видный музыковед и органный мастер в пору творческого расцвета и взлета своей известности сразу в нескольких гуманитарных сферах вдруг поступил учиться на врача, чтобы потом уехать в глухие дебри Центральной Африки и там на протяжении пол-столетия строить больничные корпуса на свои с трудом заработанные деньги, без вознаграждения и без отдыха лечить прокаженных, врачевать язвы, принимать роды. И при этом он не оставил музыку, не бросил философию, а, напротив, поднялся и в той и в другой области до еще более высокого уровня.

Кл.слова:
філософія -- мистецтво -- композитор -- медицина


   
Тип видання: наукове видання   
4.

Новолодская, Т. А.
Философские проблемы социально-гуманитарного знания [Електронний ресурс] : учебное пособие / Т. А. Новолодская, В. Н. Садовников. - СПб. : Изд-во СПбГУ ИТМО, 2008. - 206 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Философские проблемы социально-гуманитарного знания приобретают особый интерес в контексте смены научных парадигм, обслуживавших запросы техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация переживает сегодня духовно-интеллектуальный кризис. Конец XX – начало XXI веков принесли серьёзную переоценку всем возможностям человека активно преобразовывать как природу, так и общество. Обретая гуманитарное видение, наука выходит за рамки вещно-технологического отношения чело-века к миру, вступая во взаимодействие с другими формами культуры и достижениями философии. Общество переходит к новой модели своей организации. Пока можно говорить только о наметившихся контурах нового сценария развития цивилизации, отвечающей интересам и человека, и общества, и необходимости сохранения природы.

Кл.слова:
гносеологія -- парадигматика -- цивілізація -- поступ -- наукове відкриття


   
Тип видання: наукове видання   
5.

Степанова, А. С.
Философия древней Стои [Електронний ресурс] / А. С. Степанова. - СПб. : KN, 1995. - 270 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Давно ушла в прошлое традиция следовать наставлениям мудрецов. Именно так поступил эллинистический монарх Деметрий Полиоркет (ок. 337-283 гг. до н.э.), пригласивший в качестве воспитателя своего сына - Антигона II Гоната философа Зенона. Царь не только отказался от моды чеканить монеты со своим изображением, но и пытался реализовать принципы стоической философии в политике. Он, конечно, не мог знать, что наставник Зенон станет основателем блестящей и ставшей вскоре знаменитой Школы стоиков. Цель книги - познакомить всех интересующихся философией с поистине замечательным явлением в истории философской мысли - учением Древней Стои. Автор предпринял попытку воссоздать психологию, теорию познания и логическое учение Древней Стои в контексте всего мировоззрения школы. Особое внимание уделено процессу становления категориального мира и той системе терминов, в рамках которой этот мир формировался. Исследование основано на собственных переводах автора. В отдельный раздел помещены авторские переводы фрагментов Ранней и Средней Стои, имеющие отношение к моральной проблематике.

Кл.слова:
теорія пізнання -- логічне вчення -- філософська традиція


   
Тип видання: підручник   
6.

Рикёр, П.
Я - сам как другой [Електронний ресурс] / П. Рикёр. - М. : Гуманитарная литература, 2008. - 416 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В книге выдающегося французского философа, ведущего представителя феноменологической герменевтики, исследуются проблемы человеческой субъективности. Мыслитель сосредоточивает внимание на самоидентичности человеческого «я», самости и отношениях человека с другим и другими, концентрируя внимание на вопросах об ответственности, совести, доверии, уважении, умении выполнять обязательства. Для философов, историков философии, этиков, культурологов, а также для всех, кто задумывается о своем «я» и месте в человеческом общежитии. "Я обосновал идею «человека могущего» в книге «Я-сам как другой», в которой сделал обзор философии языка, философии действия, философии повествования и философии морали. Я попытался найти такое слово, которое позволяло бы охватить всю совокупность данных видов деятельности... Этим словом оказался существующий во французском языке модальный глагол «мочь» (pouvoire)... Утверждение «я могу» означает, что я могу говорить, я могу действовать, я могу рассказывать, я могу признавать себя ответственным за свои поступки... И я стремился дать философское обоснование концепции способности, связав вполне конкретное заявление «я могу» с одним из сложившихся употреблений понятия «быть», которое в аристотелевской традиции предполагает различение акта (energeia) и потенции (dynamis). Между высказыванием «я могу» как результатом осознания индивидом своей способности совершить что-либо, понятием «быть» в качестве онтологического измерения данной способности и идеей способности вообще существует взаимная зависимость."

Кл.слова:
совість -- довіра -- повага


   
Тип видання: підручник   
7.


Великие мыслители Запада [Електронний ресурс] / под ред. Я. Мак-Грила. - М. : Крон-Пресс, 1999. - 656 с. - (Академия)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


“Великие мыслители Запада” - это популярная энциклопедия западной философии в одном томе. На ее страницах вас ждет встреча с мыслью досократиков и святых католической церкви, реалистов и номиналистов, мистиков и реформаторов, столпов рационализма и эмпирической философии... Классическая немецкая философия, позитивизм, психоанализ, феноменология, копенгагенская интерпретация квантовой механики - те краеугольные камни, из которых складывались современное мышление и содержание этой книги. Рассказывая о философах, авторы энциклопедии не забывали о том, что говорят о людях. Поэтому вас ожидает знакомство не только с учениями, но и с биографиями выдающихся мыслителей, естествоиспытателей. Факты мысли подкрепляются фактами жизни. Логическая строгость поверяетсястрогостью поступка. Композиционные достоинства энциклопедии очевидны. Каждая статья, посвященная отдельному мыслителю, предваряется кратким наброском его самых ярких идей и списком важнейших сочинений. Библиографические справки адресуют к работам, в которых читатель найдет еще более богатую пищу для своей любознательности и пытливости. Все это позволяет рекомендовать книгу студентам, школьникам старших классов, всем тем, кому небезразличны духовные истоки и интеллектуальное настоящее современной цивилизации.

Кл.слова:
католицька церква -- позитивізм -- психоаналіз


   
Тип видання: наукове видання   
8.

Габермас, Ю.
Філософський дискурс Модерну [Електронний ресурс] : пер. с нем. / Ю. Габермас. - К. : Четверта хвиля, 2001. - 424 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Один із кращих творів видатного філософа сучасності, написаний ним під впливом полеміки із французьким неоструктуралізмом, який пізніше увійшов до постмодернізму. Вихідна проблема твору, в цілому обумовлена неоструктуралістською критикою розуму, створює перспективу, з якої автор робить спробу поступово реконструювати філософський дискурс Модерну. У цьому дискурсі вже з кін. 18 ст. Модерн стає однією з головних філософських тем.

Кл.слова:
неоструктуралізм -- модерн -- постмодерн


   
Тип видання: наукове видання   
9.

Канетти, Э.
Масса и власть [Електронний ресурс] / Э. Канетти. - [Б. м. : б. в.]

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


"Масса и власть" (I960) - крупнейшее сочинение Э. Канетти, над которым он работал в течение тридцати лет. В определенном смысле оно продолжает труды французского врача и социолога Густава Ле Бона (1841-1931) "Психология масс" и испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (188З-1955) "Восстание масс", исследующие социальные, психологические, политические и философские аспекты поведения и роли масс в функционировании общества. Однако в отличие от этих авторов Э. Канетти рассматривал проблему массы в ее диалектической взаимосвязи и обусловленности с проблемой власти. В этом смысле сочинение Канетти имеет гораздо больше точек соприкосновения с исследованием Зигмунда Фрейда (1856-1936) "Психология масс и анализ Я", в котором ученый обращает внимание на роль вождя в формировании массы и поступательный процесс отождествления большой группой людей своего Я с образом лидера. Однако в отличие от 3. Фрейда, главным образом исследующего действие психического механизма в отдельной личности, обусловливающее ее "растворение" в массе, Э. Канетти прежде всего интересует проблема функционирования власти и поведения масс как своеобразных, извечно повторяющихся примитивных форм защиты от смерти, в равной мере постоянно довлеющей как над власть имущими, так и людьми, объединенными в массе.

Кл.слова:
влада


   
Тип видання: монографія   
10.

Эко, У.
Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Електронний ресурс] / У. Эко. - СПб. : Symposium, 2004. - 544 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга Умберто Эко, предлагаемая вниманию читателя, представляет собой всемирно известное введение в науку о знаках. Постепенное усложнение и доработка материала по семиологии, позволила автору вплотную приблизиться к философским основаниям структурализма и многое предугадать в общем развитии структуралистического метода - распад структурализма как онтологии, развитие ницшеанства, его смычки с марксизмом, явления постлакановского маньеризма, в конце концов "откат от структурализма". Так постепенно "Заметки по семиологии визуальных коммуникаций", насчитывающие вначале 200 страниц и долго не поступавшие в продажу, в процессе становления авторской концепции семиотики архитектуры и развития общей дискуссии между задачами семиологического исследования и структуралистической методологии, - разрослись до полноценного фолианта с авторским названием "Отсутствующая структура. Введение в семиологию". Перевод книги на русский язык осуществлен с ее последнего издания, зазор которого с первым выходом этой книги в свет составляет около 12 лет. Поэтому любые переделки и новые вставки сам автор выводит исключительно из самой природы семиологической науки, которая чуть ли не каждодневно складывается и перестраивается. Автор всевозможными способами пытается разобраться в противоречивостях онтологического структурализма, двигаясь по пути восприятия структурализма исключительно как метода. В итоге, выражаясь риторически, с автором можно не соглашаться, но не прислушиваться к нему не возможно.

Кл.слова:
структуралізм -- семіологія


   
Тип видання: монографія   
11.

Нисбет, Р.
Прогресс. История идеи [Електронний ресурс] / Р. Нисбет. - М. : ИРИСЭН, 2007. - 557 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Идея прогресса в значительной степени определила облик западной цивилизации. Человечество развивается, «движется вперед», причем это движение понимается в двух аспектах - как накопление знания и как наращивание материального богатства. Рождение идеи прогресса - результат взаимодействия христианства с античными представлениями. Первоначально она была вариацией на тему линейного представления об истории, свойственного иудео-христианской религиозной традиции. В период с 1750 примерно до 1900 г. происходит отделение идеи прогресса от религиозных корней и «срастание» понятий прогресса и науки. Этот процесс сопровождался угрожающими явлениями: если первоначально прогресс трактовался как расширение человеческой свободы, то примерно со второй половины XIX в. он все более стал пониматься как расширение «управляемости» - попросту говоря, власти абстрактного государства над человеком и природой. Книга представляет собой классический труд по социальной философии и является одной из наиболее известных и цитируемых работ, написанных в традиции так называемой консервативной школы в американской социологии.

Кл.слова:
соціальна філософія -- технічний прогрес -- поступ -- секуляризація


   
Тип видання: наукове видання   
12.

Слотердайк, П.
Критика цинического разума [Електронний ресурс] : пер. с нем. / П. Слотердайк. - Екатеринбург : У-Фактория ; М. : АСТ Москва, 2009. - 800 с. - (Philosophy)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


«Философия улицы!» – так говорили о книге Петера Слотердайка, имея в виду философию, вышедшую за стены библиотек и университетских аудиторий. В отличие от академических работ, книга Слотердайка вызывала интерес по нескольким причинам: она сняла у молодых интеллектуалов комплекс вины за происходящее в мире, позволила совершать «реальные» поступки, не отказываясь от моральных принципов. Только моральный троечник имеет возможность самосовершенствоваться. Глубокая, ироничная и веселая книга профессора П. Слотердайка, автора книг «Мыслитель на сцене. Материализм Ницше», «Серьезная причина быть вместе», «Солнце и смерть. Диалогические исследования» и др., с интересом и удовольствием будет прочитана и профессиональными философами, и любителями.

Кл.слова:
цинізм -- просвітництво


   
13.

Рьод, В.
Шлях філософії [Електронний ресурс] : ХІХ-ХХ століття / В. Рьод. - К. : Дух і літера, 2010. - 368 с. - (Сучасна гуманітарна бібліотека)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


У книжці відомого історика філософії Вольфганга Рьода представлена широка панорама історичного поступу світової філософії протягом ХІХ-ХХ століть (від завершення класичної німецької філософії до наших днів). Даний том, як і перед ним опублікований «Шлях філософії: з XVII по XIX століття» (К., 2009), є авторським узагальненням підготовленої проф. Рьодом фундаментальної 14-томної історії філософської думки. Текст вдало поєднує концептуальність і глибину з ясністю, лаконізмом та стилістичною вправністю викладу. Окрім ґрунтовного висвітлення всіх значних філософських явищ та подій від середини XIX століття, дане видання містить окремий нарис розвитку філософії останніх десятиліть, написаний В. Рьодом спеціально для української публікації і відсутній навіть в останньому німецькому перевиданні 2009 року. За спектром своєї тематики книжка цікава не лише для філософів, політологів, істориків, правників, а й стане в нагоді всім, хто не байдужий до перипетій науки, суспільства і культури ХІХ-ХХ століття.

Кл.слова:
філософська думка -- концепція -- історія


   
Тип видання: наукове видання   
14.

Тезауро, Эммануэле.
Подзорная труба Аристотеля [Електронний ресурс] : пер. с итал. / Э. Тезауро. - СПб. : Алетейя, 2002. - 384 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Достославного этого труда автор, первое издание завершив, оповестил меня, что по замыслу с самого начала в печатню ожидался поступить один лишь его трактат Об Эмблемах; самое большее еще могли добавиться несколько суждений о прочих Символах. Однако по требованию высокородной Особы Сочинителю привелось мгновенно изменить план и включить в том труды Об Остроумии и О Красноречии, рассуждения на третью книгу Аристотелевой Риторики. Из этих причин, сочиняя свой том по главам и поспешно печатая его по листам, не ранее автор увидал готовую работу, нежели по выходе ее в свет. Тогда и предуведомил он меня, чтобы готовился как можно скорее обогатить новым изданием бедную мою Печатню, оскудневшую достойными творениями; ибо угодно Сочинителю упорядочить и разграничить наново многие вещи в уже вышедшем труде ради ясности предмета и удобства постижения. Более того: понеже из неисчерпаемого Остромысленного Тезауруса, иначе кладезя, богатства все новые добываются, автор рассудил к выполненной работе еще присовокупить два Трактата, тем же источником Красноречия воспитанные: потому будут всем премудрым Ораторам и изящным Академикам милы.

Кл.слова:
класична філософія -- герменевтика


   
Тип видання: наукове видання   
15.

Конфуций
Рассуждения в изречениях [Електронний ресурс] : в переводе и с комментариями Бронислава Виногродского / Конфуций. - М. : Эксмо, 2013. - 224 с. - (Классика китайской мудрости)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга «Рассуждения в изречениях» была составлена учениками Конфуция уже после смерти Учителя. Она включает высказывания Учителя, его комментарии по поводу тех или иных людей и событий и описания его поступков, дополненные небольшими рассказами о привычках и укладе жизни Учителя. В целом же «Рассуждения в изречениях» составляют основу конфуцианского учения и охватывают все аспекты нравственного совершенствования, а также искусство понимать и взаимодействовать с людьми и направлять их к высоким достижениям, как в малых делах, так и в великом и общественно значимом. Книга в первую очередь посвящена учебе и начинается с фразы, которая известна каждому представителю китайской нации, определяя смысл и основу существования китайской цивилизации: «Научиться со временем применять изученное — разве не в этом радость». Уникальная особенность данного издания в том, что Бронислав Брониславович Виногродский, известный писатель и специалист по Китаю, перевел древний текст не как исторический памятник, а как пособие по жизни и управленческому искусству, потому что верит в действенность учения Конфуция. Именно благодаря конфуцианской подготовке управленцев всех уровней Китай становится властелином мира, пора перенимать опыт! Книги серии «Классика китайской мудрости» всесторонне и на лучших образцах знакомят читателей с вершинами китайской философии. Практическое применение этих знаний позволит последовательно развить в себе способность управлять собой, своим разумом, а затем и всем осознаваемым миром вокруг.

Кл.слова:
конфуціанство -- китайська філософія -- класична філософія


   
Тип видання: наукове видання   
16.

Лукреций
О природе вещей [Електронний ресурс] : в 2 т. : пер. с лат. / Лукреций. - М. : Изд-во АН СССР, 1946-1947. - (Классики науки)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


«Про природу речей» (лат. «De rerum natura») — поема римського поета Лукреція — і єдиний повністю збережений поетичний твір, у якому проповідується вчення Епікура. Слід зауважити, що Лукрецій, переконаний і пристрасний послідовник Епікура, не відтворив у своїй поемі всього вчення останнього: він виклав головним чином Епікурову фізику. У детальному викладі фізики Епікура полягає величезна заслуга Лукреція, тому що саме ця сторона Епікурового вчення представляє зовсім винятковий інтерес для історії наукової думки і матеріалізму. Що ж до вчення про критерії (каноніки) і етики, то він зачіпає їх лише побіжно. Епікур (ін. гр. Філософ 4-3 століття до н.е.) був найбільшим матеріалістом і атеїстом античного світу, ідеологом рабовласницької демократії, розвивав атомістичну філософію. Навчав, що матерія вічна і що боги не можуть у неї втручатися. Мета філософії — щастя людини, заради якого потрібно звільнитися від внутрішніх страхів і забобонів, пізнати закони природи.Суть філософії спрямована проти забобонів і містики. Поема Лукреція складається із шести книг. У перших двох книгах викладається атомістична теорія світобудови, що відкидає втручання богів у мирські справи. Книга третя присвячена вченню Епікура про душу, причому наводяться докази, що душа матеріальна, смертна і що страх перед смертю безглуздий. У четвертій книзі знаходиться виклад питань про людину, а також про чуттєві сприйняття, в яких Лукрецій бачить основу людських знань. У п'ятій книзі Лукрецій займається проблемами космогонії, пояснюючи походження землі, неба, моря, небесних тіл і живих істот. У кінці цієї книги дається блискучий нарис поступового розвитку людства і людської культури і розбирається питання про походження мови. Основний зміст шостої книги — знищення забобонних страхів шляхом природного пояснення явищ природи, що вражають людину. Тут йдеться про грім, блискавки, хмари, дощ, землетруси, виверження Етни, розливи Нілу, про різні незвичайні властивості джерел та інші явища природи. Закінчується остання книга міркуванням про хвороби і описом повального мору в Афінах під час Пелопоннеської війни в 430 році до н.е.

Кл.слова:
антична філософія -- епікуреїзм -- матеріалізм


   
17.

Ортега-и-Гассет, Хосе.
Камень и небо [Електронний ресурс] / Хосе Ортега-и-Гассет. - Москва : Грант, 2000. - 288 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) - один из самых прозорливых европейских мыслителей XX века; его идеи, при жизни недооцененные, с голами становятся все жизненнее и насущнее. Он первым, еше до экзистенционалистов, заговорил об опасности современной цивилизации, разрушающей человека, и вопреки модному тогда историко-философскому пессимизму ввел понятие "жизненного разума", противостоящего этому разрушению. В Испании, которую он вынужден был покинуть, его многогранную деятельность сегодня называют целой эпохой испанского самосознания, по которой учатся. Сила такого воздействия отчасти коренится в его литературном даре, не меньшем, чем у Ницше, но ином. Ортега-и-Гассет не навязывал мысли, а будил их; большая часть его философского наследия - это скорее художественные очерки, где философия растворена, как кислород, в воздухе и воде. Они обращены не к эрудитам, а к думающему человеку, и требуют от него не соглашаться, а спорить и думать. Темы - культура и одичание, земля и нация, самобытность и всеобщность и т.д. - не только не устарели с ростом стандартизации жизни, но стали лишь острее и болезненнее. Именно такая "философская беллетристика" составляет книгу; в нее включено и наиболее знаменитое произведение Ортеги "Восстание масс", которое на протяжении более полувека при тоталитарных режимах было запрещено, существовало подпольно, но читалось жадно. Издательство надеется, что воззрения Ортеги-и-Гассета, изложенные испанским мыслителем ярко и образно, затронут читателя независимо от его отношения к философии как таковой.

Кл.слова:
філософія культури -- самосвідомість -- здичавіння -- цивілізаційний поступ


   
18.

Тит, Кар Луций.
О природе вещей [Електронний ресурс] / Кар Луций Тит. - Москва : Художественная литература, 1983. - 383 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Кар Тит "О природе вещей" Более двух тысяч лет люди читают поэму «О природе вещей», созданную человеком, сумевшим так много увидеть и понять в этом мире, так полно и вдохновенно высказать все самые трудные вопросы и самые бескомпромиссные ответы в извечном диалоге между индивидуальной человеческой личностью и всеобъемлющим мирозданием природы, но не сумевшим или не пожелавшим оставить в историческом предании память о себе самом, о своем происхождении и внешнем облике, об обстоятельствах своей жизни, о своих привязанностях, поступках, жизненно важных решениях. «Проживи незаметно!» — говорил восторженно прославленный в этой поэме греческий философ Эпикур. Если считать, что римский поэт всерьез последовал завету своего учителя, то остается только сожалеть о том, насколько он в этом преуспел. Даже имя поэта известно нам не вполне достоверно.

Кл.слова:
антична філософія -- світоглядні дилеми -- індивідуалізм -- матеріалізм

 
Статистика
за 28.05.2024
Число запитів
Число користувачів
Статистика
за поточний місяць
Число запитів
Число користувачів

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського