Віртуальна довідка Тематичний інтернет-навігатор Наукова електронна бібліотека Автореферати дисертацій Реферативна база даних Книжкові видання та компакт-диски Журнали та продовжувані видання
|
Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер "Mozilla Firefox" |
|
|
Формат представлення знайдених документів: | повний | стислий |
Пошуковий запит: (<.>A=РУЗАВИН$<.>) |
Загальна кількість знайдених документів : 3
Представлено документи з 1 до 3
|
| | Тип видання: підручник | | |
1. |
Рузавин, Г. И. Методы научного исследования [Електронний ресурс] / Г. И. Рузавин. - М. : Мысль, 1974. - 242 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальних залах НБУВ
В предлагаемой читателю книге делается попытка рассмотреть основные проблемы методологии научного познания, при этом главное внимание обращается на анализ тех приемов, средств и методов познания, с помощью которых достигается получение объективно истинных знаний в науке. Хотя в разных науках существуют свои, специфические методы и средства исследования, это отнюдь не исключает возможности и необходимости изучения и оценки таких средств и методов исследования, которые являются общими для весьма широкого класса как опытных, так и абстрактных, формальных наук. Анализ их и составляет задачу методологии научного познания. В отличие от психологии научного творчества, которая изучает индивидуальные особенности познавательной деятельности ученого, методология рассматривает общие закономерности движения познания, и в частности специфические средства и методы, с помощью которых происходит научное исследование. Обсуждению предмета и задач методологии научного познания, ее взаимоотношению с другими науками, истории формирования ее основных идей посвящена первая глава книги. Во второй главе кратко рассматривается сущность научных проблем, с выбора и постановки которых начинается любой процесс исследования в науке. Эмпирические методы исследования мы рассматриваем в третьей главе. В четвертой главе подробно анализируются вопросы, связанные с методами построения, обоснования и проверки гипотез и применением гипотетико-дедуктивного метода. Пятая глава посвящена роли законов в научном познании. Наконец, в шестой главе обсуждается роль отдельных методов рационального познания в рамках единой теории.
Кл.слова: наукове пізнання -- наукова проблема -- емпіричний метод
| | Тип видання: підручник | | |
2. |
Рузавин, Г. И. Методологические проблемы аргументации [Електронний ресурс] / Г. И. Рузавин. - М. : ИФ РАН, 1997. - 204 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальних залах НБУВ
Долгое время проблемы аргументации почти совсем не рассматривались в нашей литературе. Заметный интерес к ним возник в связи с широкой демократизацией общественной жизни, когда возникла потребность в освоении мастерства убеждения, умения вести полемику и дискуссию. В монографии освещаются основные методологические вопросы аргументации, касающиеся определения ее природы и логической структуры, форм и методов ее ведения. Критикуя отождествление аргументации с доказательством, автор обосновывает более широкий взгляд на нее как рационально–логическую часть целостного процесса убеждения. Предназначается для преподавателей логики и всех, интересующихся вопросами мастерства убеждения и аргументации.
Кл.слова: переконання -- комунікація
| | Тип видання: монографія | | |
3. |
Рузавин, Георгий Иванович. Научная теория [Електронний ресурс] : логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. - М. : Мысль, 1978. - 244 с.
Рубрики:
Повний текст доступний у читальних залах НБУВ
В монографии в систематическом виде освещаются важнейшие проблемы структуры, возникновения и развития научной теории как синтетической формы познания. Особое внимание уделяется логическому анализу различных типов теорий, эмпирических и теоретических понятий в науке. В работе исследуются взаимосвязь между теориями, их обобщение и развитие в процессе познания, раскрывается роль категорий и законов материалистической диалектики как методологической основы формирования и построения теории. Показывая недостаточность логико-семиотических методов для анализа развивающегося знания, автор подвергает аргументированной критике наиболее распространенные концепции буржуазной философии науки о росте теоретического знания.
Кл.слова: наукова теорія -- аналіз -- процес пізнання
| | |
|
|