Головна сторінка     Історико-культурні фонди  
  Електронний каталог  
  Інформаційно-бібліографічний сервіс  
 Філософська бібліотека НБУВ 

Бази даних


Філософам - Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Вид пошуку

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Філософам - Електронний каталог НБУВ (234)
Пошуковий запит: ((<.>U=Ю0/8$<.>)+(<.>U=Ю2$<.>)+(<.>U=Ю6$<.>)+(<.>U=Ю4$<.>)+(<.>U=Ю3$<.>)+(<.>RZN=Ю2$<.>))*((<.>U=Ю0/8$<.>)+(<.>U=Ю2$<.>)+(<.>U=Ю6$<.>)+(<.>U=Ю4$<.>)+(<.>U=Ю3$<.>)+(<.>RZN=Ю2$<.>))*(<.>K=ПОЛІТИЧНИЙ$<.>+<.>K=СУБ$<.>+<.>K=ЄКТ$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 69
Представлено документи з 1 до 20
...

   
Тип видання: наукове видання   
1.

Оствальд, В.
Философия природы [Електронний ресурс] / В. Оствальд. - Петербург : Библиотека самообразования, 1903. - 328 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В философской литературе с именем Вильгельма Оствальда обычно связывают радикальную натурфилософию – энергетизм. В своей редукционистской философии, основанной на энергетизме Майера Оствальд полагал, что, в идеале, все природные явления могут быть объяснены как формы и превращения всеобщей субстанции – энергии. Энергетизм как глобальная редукционистская стратегия противостояла другой более архаичной форме глобального редукционизма– механицизму. Энергетическое мировоззрение Вильгельма Оствальда - это, прежде всего, исследовательская программа, а не философская доктрина. На инагурационной речи 1887 года по физикализации химии известный химик предложил два закона энергетики: первый, энергия является независимой и однородной величиной, суммарное количество которой остается постоянной, второй закон управляет превращениями энергий через фактор интенсивности. Интересно, что в своей время физикалисткая программа Оствальда очень заинтересовала молодого Эйнштейна. Но Оствальд, к сожалению, а может к счастью, в 1901 году отказал ему в аспирантуре, при этом, с течением времени, специальная теория относительности, именно со слов Оствальда, стала считаться самой перспективной теорией со времен открытия закона сохранения энергии. В принципе, редукционизм Оствальда, незаслуженно забытый не без помощи ленинской критики эмпириокритицизма, предполагает альтернативную идеям логического позитивизма категориальную систему, возвышающуюся над понятийным аппаратом естествознания и предлагающую совершенно иную схему познания на законах энергетики.

Кл.слова:
філософія


   
Тип видання: наукове видання   
2.

Корнфорт, М.
Наука против идеализма. Критический анализ "чистого эмпиризма" и современной логики [Електронний ресурс] : пер. с англ. / М. Корнфорт. - М. : Гос. изд-во иностранной литературы, 1948

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга известного английского теоретика-марксиста М. Корнфорта посвящена анализу особого течения философии - так называемого "эмпиризма", или, точнее, "чистого эмпиризма". Автор пытается проследить в ней процесс развития эмпирических теорий, указать на их ошибки и наметить правильный путь трактовки спорных проблем. Точнее, задача книги - проанализировать и подвергнуть критике ту тенденцию развития современной философской мысли, истоки которой лежат в материализме Бэкона и его последователей - Гоббса и Локка - и которая отошла от материализма к субъективному идеализму, породив субъективистские теории Беркли, Юма, Маха и агностиков.

Кл.слова:
матеріалізм -- логічний аналіз -- логічний позитивізм


   
3.

Спиноза, Бенедикт.
Избранные произведения [Електронний ресурс] : в 2 т. / Бенедикт Спиноза. - Москва : Государственное издательство политической литературы, 1957

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Двухтомное издание сочинений Спинозы включает все его философские и социологические произведения, переводы которых в разное время появлялись на русском языке до 1957 года. Его философская система основалась на идее абсолютного монотеизма, но по иронии судьбы он в представлении множества людей остается атеистом. Иудей по рождению, он впоследствии принял христианство, но как иудеи, так и христиане преследовали его, считая вольнодумцем. Один из самых значительных философов всех времен, Бенедикт Спиноза является спорной и загадочной фигурой в истории мысли, а также и один из величайших философов, угубляющий онтологическое познание мира. Он впервые обосновал тождество Бога=субстанции=природы, которое в гегелянской философии нашло свою развернутую (абсолютную) форму. В своем основном сочинении - Этика (ч. 1) - философ дает обстойное изложение некоторых из важнейших понятий классической метафизики после Аристотеля - субстанция и ее самодовлеющая сущность, атрибут, модус, причина самого себя, бесконечность и т. д. Начиная философствовать как интерпретатор Картезианской онтологии, Спиноза развил ее, устраняя дуализм Декартового понимания субстанции (две независимые - материальная и духовная), но ввиду неподвижности и тромавой монолитности спинозисткой субстанции Лейбниц позже разбил ее на безкрайное множество субстанций: монады. Нельзя понять онтологию нового времени без серьёзного изучения философии Спинозы.

Кл.слова:
класична філософія -- пантеїзм -- субстанція -- модус -- атрибут


   
Тип видання: наукове видання   
4.

Merleau-Ponty, M.
Le visible et l'invisible [Electronic resource] / M. Merleau-Ponty. - Paris : Gallimard, 1964
Переклад назви: Видиме та невидиме

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Морис Мерло-Понти (1908-1961) – крупнейший французский феноменолог XX века. Работа «Видимое и невидимое» представляет существенно новый этап в его творчестве (со временем публикации «Феноменологии восприятия»), который характеризуется выходом за рамки феноменологии, с ее анализом интенциональных отношений, и разработкой «новой онтологии», претендующей на окончательное преодоление фундаментальных категориальных оппозиций классической философии: субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, видимого и невидимого. Новая онтология разворачивается как онтология плоти, как тематизация дикого бытия, которая в методологическом плане требует диалектического мышления, способного выдерживать взаимопереплетение воспринимающего и воспринимаемого. Став, бесспорно, революционным словом в феноменологии, работа оказала также значительное влияние на представителе других философских течений: герменевтики, структурализма и постструктурализма.

Кл.слова:
феноменологія -- онтологія -- герменевтика


   
Тип видання: наукове видання   
5.

Беркли, Д.
Сочинения [Електронний ресурс] / Д. Беркли. - М. : Мысль, 1978. - 556 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В настоящее издание произведений Джорджа Беркли, английского философа XVIII в., представителя субъективного идеализма, включены его основные философские сочинения. Издание сопровождается статьей И.С.Нарского "У истоков субъективного идеализма"; cнабжено указателем имен и предметным указателем.

Кл.слова:
теорія -- трактат -- роздум -- філософія -- західна філософія -- класична філософія -- ідеалізм


   
6.

Kristeva, Julia.
Pouvoirs de L'horreur [Electronic resource] : essai sur L'abjection / Julia Kristeva. - Paris : Editions du Seuil, 1980. - 252 p
Переклад назви: Сили жаху: есеї про відразу

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Книга одной из самых известных современных французских философов Юлии Кристевой "Силы ужаса: эссе об отвращении" (1982) посвящается темам материальной семиотики, материального и любви, занимающим ключевое место в ее творчестве и оказавшим исключительное влияние на развитие феминистской теории и философии. В книге на материале творчества Ф. Селина анализируется, каким образом искоренение низменного, грязного, отвратительного выступает необходимым условием формирования человеческой субъективности и социальности, и насколько, в то же время, оказывается невозможным их окончательное устранение. Книга предназначена для специалистов - философов, филологов, культурологов, так и для широкой читательской аудитории.

Кл.слова:
французька філософія -- екзистенціалізм -- семіотика -- культурологія


   
Тип видання: підручник   
7.

Лекторский, В. А.
Субъект. Объект. Познание [Електронний ресурс] / В. А. Лекторский. - М. : Наука, 1980. - 358 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


На основе философского обобщения проблем методологии науки, психологии познания, психолингвистики, истории науки в книге дан целостный анализ познавательного отношения субъекта и объекта. Исследуются различные формы и типы связи предметно-практической и познавательной деятельности, взаимоотношение самосознания и познания, разнообразные компоненты в системе знания, проблема соотношения обоснования и развития знания. В книге затрагивается ряд нерешенных актуальных философских и методологических проблем.

Кл.слова:
методологія науки -- психологія пізнання -- психолінгвістика


   
8.


Духовное производство [Електронний ресурс] : социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / отв. ред. В. И. Толстых. - М. : Наука, 1981. - 353 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Проблема духовного производства рассматривается как одна из фундаментальных проблем в историческом материализме, позволяющая конкретизировать соотношение общественнного бытия и общественного сознания. Анализируются понятия социальная структура духовного производства, основные функции и механизмы: производство новых идей, знаний самого субъекта духовной деятельности в процессе воспитания.

Кл.слова:
суспільна свідомість


   
Тип видання: художня література   
9.

Мор, Томас.
Утопія [Електронний ресурс] / Томас Мор. - Київ : Дніпро, 1988. - 207 с. - (Вершини світового письменства ; т. 63)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Видатний англійський політичний діяч, мислитель, письменник-гуманіст Томас Мор (1478-1535) у своєму знаменитому творі "Утопія" (1516), що започаткував жанр утопічного роману, малює картину ідеального соціального устрою. Помітне місце в історії соціалістичних ідей займає "Місто Сонця" (1623) - не менш відомий твір Томмазо Кампанелли (1568-1639), італійського письменника-гуманіста, в якому також показано ідеальне суспільство без приватної власності.

Кл.слова:
гуманізм -- соціальна утопія -- англійська література


   
Тип видання: наукове видання   
10.

Жучков, В. А.
Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII - первая четверть XVIII вв.) [Електронний ресурс] / В. А. Жучков ; отв. ред. А. Л. Субботин. - М. : Наука, 1989. - 207 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Мы сочли возможным начать данное исследование второй половиной XVII в. отнюдь не потому, что с этого периода начинается собственно немецкая философская мысль. К этому времени она имела длительную и весьма содержательную историю, яркие страницы, хотя и написанные порой на языке мистики, гуманистического движения, религиозной реформации, теологических споров и схоластики. Однако именно Тридцатилетняя война и ее катастрофические для Германии последствия вызвали глубокий кризис во всей немецкой жизни, в том числе и в господствовавших со времен Меланхтона ортодоксальной протестантской догматике и школьной метафизике.

Кл.слова:
класична філософія -- німецька філософія -- феноменологія -- ідеалізм


   
Тип видання: монографія   
11.

Кульков, Юрий Петрович.
Мировоззрение и естественнонаучное познание [Електронний ресурс] / Ю. П. Кульков. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 1993. - 140 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Монография посвящена исследованию мировоззренческих оснований естественнонаучного познания, их генезиса в соответствии с историческим процессом общественного развития. Центральной является мысль о том, что мировоззрение естествоиспытателей в познавательной деятельности становится истинным с обретением качества, выраженного И. Кантом в понятии «трансцендентальный субъект». Надэмпиричность мышления такого субъекта, его сигнификативный характер приводят к общественному способу его функционирования, к формированию научного сообщества и, как следствие, к нормативному контролю познания действительности. Предназначена для философов, естествоиспытателей, всех научных работников и студентов, интересующихся общими проблемами логики и методологии научного исследования.

Кл.слова:
наукове дослідження -- методологія дослідження -- світогляд -- догматизм


   
Тип видання: монографія   
12.

Марсель, Г.
Быть и иметь [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Г. Марсель. - Новочеркасск : Агентство Сагуна, 1994. - 160 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Философские произведения первого французского философ-экзистенциалиста Марселя имеют характер фрагментарных записей, - таков принцип, положенный им в основу своего творчества. Ибо тот материал, с которым он работает - данности внутреннего экзистенциального опыта, уникального для каждой личности, - искпючает возможность изложения его в виде унифицированной системы.В идее дневника заложен принцип исповеди, фундаментальный для христианства. Такая форма позволяет расслышать "одинокий голос человека'", в чем Марсель и видит задачу философии существования. Исходный пункт рефлексии: непосредственно данная человеку реальность неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собственным телом. Эта связь есть Воплощенность (incarnation). Дневник "Быть и иметь" - раскрывает сущность антологического выбора, перед которым поставлена личность,Она может подняться к аутентичному бытию, реализовав тем самым свою единственную и фундаментальную свободу. Но бытие трансцендентно по отношению к миру субъект-объектного разделения, который Марсель называет миром обладания. Поэтому выход к нему возможен только через преодоление последнего. В основе системы обладания лежит эгоцентризм субъекта,отграничивающего себя зоной пустоты от всего того, что он стремится сделать своим объектом.Таинственное - это то, что не подлежит проблематизации, оно совпадает с онтологическим. Бытие есть Тайна. Следовательно,всякое индивидуальное бытие является выражением онтологической тайны, и человек может прикоснуться к ней, погружаясь в глубины сбоей личности. Конкретная онтология Марселя мыслится им как противовес косности и тенденции к отрицанию, пессимизму и отчаянию, которые господствуют в мире обладания. Данный сборник представлен двумя работами Марселя - записи 1928-1933 годов "Метафизический дневник" и их резюме "Очерк феноменологии обладания".

Кл.слова:
онтологія -- екзистенціалізм


   
Тип видання: підручник   
13.

Кассирер, Э.
Познание и действительность [Електронний ресурс] : понятие о субстанции и понятие о функции / Э. Кассирер. - СПб. : Алетейя, 1996. - 454 с. - (Библиотека современной философии)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


«Первый толчок к исследованиям, заключающимся в этой книге, были даны мне моими занятиями по философии математики. Когда я пытался, исходя из логики, найти доступ к основным понятиям математики, то оказалось, прежде всего, необходимым ближе определить саму функцию понятия и свести ее к ее предпосылкам…»

Кл.слова:
об'єктивність -- суб'єктивність -- дійсність


   
Тип видання: монографія   
14.


Самосознание. Мое и наше. К постановке проблемы [Електронний ресурс] / отв. ред. Ф. Т. Михайлов. - М. : ИФ РАН, 1997. - 249 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Суть развиваемого нами понятия о самосознании в том, что вопреки господствующим в социальных науках представлениям, интра- и интерсубъективность сознания и самосознания индивидов, групп и масс не противостоит Друг другу как две разные реальности: как индивидуальное и надиндивидуальное сознание, или как дух и душа, а одновременно, как нечто единое, нерасчлененное творятся и творчески воссоздаются обращениями людей друг к другу и к себе самим. В творимом всегда заново обращении его мотивы, цели, воления и т.п. субъективные движения души овнешняются, становясь предметом критического рефлексивного отношения (предметом внимания, коррекции, совершенствования и т.п.), да и вообще становятся. Иными словами: создаются, укоренятся в его психике, обособляясь от его Я, чем, собственно, это Я и само создается. В этом суть, в этом суть 541 человеческой субъективности как творческого акта самопорождения.

Кл.слова:
суб'єктивність -- свідомість


   
Тип видання: монографія   
15.

Федотова, В. Г.
Модернизация "другой" Европы [Електронний ресурс] / В. Г. Федотова. - М. : ИФРАН, 1997. - 255 с.

Рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Монография посвящена анализу модернизационных, неомодернизационных и постмодернизационных теорий социального развития. Автор стремится очертить контуры посткоммунистических социальных трансформаций и выработать теоретический аппарат, способный объяснить, направить и осуществить их менеджмент. В книге предложена модель европейского развития, учитывающая цивилизационные особенности европейских и евроазиатских посткоммунистических стран – их принадлежность к “другой” (незападной) Европе. Предложена методология компаративистского анализа и проведены сравнительные исследования российской, турецкой и японской модернизаций в послевоенный период. Предложена типология развития, подтверждающая как возможность выбора Россией различных путей, так и большую органичность и соответствие целям устойчивого развития европейского направления, учитывающего принадлежность России к “другой” Европе.

Кл.слова:
держава -- суспільство -- політичний розвиток


   
Тип видання: наукове видання   
16.

Марсель, Ґабріель.
Бути і мати [Електронний ресурс] : пер. с фр. / Ґ. Марсель. - Харків : Фоліо, 1998. - 134 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Ця книга є однією з перших спроб запропонувати українському читачеві у більшому обсязі філософський доробок одного з чільних мислителів нашого часу — Ґабріеля Марселя. На вибір автора вплинули чинники і випадкові й не випадкові. Щонайперше слід сказати, що переклад робіт Марселя здійснювався вже давно. І помиляються ті, хто гадає, що праця над українським перекладом світової філософської класики не велася. Можливо, без державних субсидій чи тематичних планів, однак навіть у тій безнадійній ситуації вона все ж відбувалась. Хоча, хтозна, можливо, саме такі рамки для зосередженої і незалежної роботи й потрібні. І велася ця робота по обидва боки «залізної» завіси. Пропонований шановному товариству текст Марселя теж опрацьовувався у самому зеніті епохи застою, коли не могло бути й мови ні про яку публікацію, а чи навіть просте копіювання єдиного рукопису перекладу. І аж тільки тепер ми маємо змогу запропонувати широкому загалові не тільки спробу першої інтерпретації текстів Ґабріеля Марселя по-українськи, але і зразок українського самвидаву кінця сімдесятих початку восьмидесятих як свідчення того, що українська філософська думка таки жевріла у, можливо, нечисленних, проте все ж функціонуючих напівмистецьких, напівлітературних гуртках.

Кл.слова:
західна філософія -- проблеми філософії -- свідомість -- ідеалізм


   
Тип видання: наукове видання   
17.

Спиноза, Бенедикт.
Сочинения [Електронний ресурс] : в 2 т. / Б. Спиноза. - СПб. : Наука, 1999

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Настоящее издание воспроизводит двухтомное собрание сочинений Спинозы 1957 года с новой вступительной статьей и комментариями. Оно включает в себя "Богословско-политический трактат", "Этику" и другие известные произведения. Вслед за Декартом Спиноза принимает геометрию за методический образец. Достоверность cogito становится аксиоматическим основанием и внешним образом философия разворачивается в дедуктивную систему. Однако, по словам Гуссерля, "эта аксиоматическая основа лежит глубже, чем основа геометрии", обретая собственную почву в самодостоверности субстанции как субъекта. Вокруг этого и вращается скрытая за геометрическими построениями мысль Спинозы. Для философов, историков, а также всех, интересующихся вопросами философии.

Кл.слова:
класична філософія -- пантеїзм -- субстанціалізм


   
Тип видання: наукове видання   
18.

Мерло-Понти, М.
Феноменология восприятия [Електронний ресурс] : пер. с фр. / М. Мерло-Понти. - СПб. : Ювента : Наука, 1999. - 608 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


"Феноменология восприятия" (1945) - наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти - реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного "я", субъекта восприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполне самобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории.

Кл.слова:
свідомість -- сприйняття -- почуття


   
Тип видання: наукове видання   
19.

Деррида, Жак.
Голос и феномен [Електронний ресурс] : и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. - СПб. : Алетейя, 1999. - 208 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


Вопросы, обсуждаемые здесь, многочисленны: это и внутренний критицизм феноменологии и ее одновременная фундаментальная захваченность метафизикой; это и изначальное единство идеальности и феноменологического голоса; это и проблема сущностной связи речи со смертью субъекта и исчезновением объектов; это и круговое отношение между смыслом и значением иформой; это и завораживающее движение знаменитого различения - differance, выходящего на сцену с истощением всех оппозиций и т.д. Книга адресована философам, логикам, культурологам и широкому кругу читателей, интересующихся современной французской философией.

Кл.слова:
філософія


   
Тип видання: монографія   
20.

Семенов, В. С.
Уроки ХХ века и путь в ХХІ век [Електронний ресурс] : социально-философский анализ и прогноз / В. С. Семенов. - М. : ИФРАН, 2000. - 411 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальному залі "Фонду Президентів України"


В монографии дается содержательная характеристика эпохи XX века, присущих ей основных противоречий, диалектики объективного и субъективного, революций и контрреволюций, прогресса и регресса. Обобщены уроки развития в мире за 100 - 150 лет

Кл.слова:
філософія -- суспільство

...
 
Статистика
за 23.09.2024
Число запитів
Число користувачів
Статистика
за поточний місяць
Число запитів
Число користувачів

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського