Наукова періодика України | Вісник Національного авіаційного університету | ||
Синяков С. В. Проблема мира и человека в философии Б. Паскаля и Г. Сковороды / С. В. Синяков, Е. Ф. Сластенко // Вісник Національного авіаційного університету. Філософія. Культурологія. - 2014. - № 2. - С. 26-31. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnau_f_2014_2_8 Исследована проблема мира и человека в философии Б. Паскаля и Г. Сковороды в сопоставлении их взглядов. Значимое место Блеза Паскаля в истории философской мысли определяется тем, что он - один из первых мыслителей, который со всей остротой поставил вопрос о границах "научности", указывал при этом "доводы сердца", отличные от "доводов разума". Некоторые идеи Паскаля о человеке и его существовании рассмотрены как предвосхищение религиозного экзистенциализма. В "Мыслях" он рассуждал об отсутствии у человека гарантированного положения в мире, о случайности его рождения в определенном месте и в определенное время и таинстве смерти, о незаданности человеческой судьбы и смысле жизни, наконец, об абсурдности бытия людей. Иначе говоря, речь идет об объективно-онтологических и субъективно-экзистенциальных условиях человеческого существования. Паскаль оказал большое влияние на позднейшую иррационалистическую философию и теологию. Многие исследователи считают Паскаля основателем философской антропологии. Его философский труд "Мысли" оказал заметное влияние на развитие мировоззрения Ф. Ларошфуко, С. Кьеркегора Ф. Достоевского и Л. Толстого. В 90-томном собрании сочинений Л. Н. Толстого Паскаль упомянут и цитирован более 400-от раз. Паскаль, по Толстому, - учитель жизни, "человек великого ума и великого сердца, один из тех людей, который способен видеть через головы других людей и веков то, что должно открыться людям и составить содержание их жизни, один из тех, которых называют пророками". Г. С. Сковорода, являясь основателем украинской классической философии, оказал большое влияние на формирование философской мысли в России. Многие русские историки философии прямо называли Сковороду родоначальником русской философии XVIII в., ставя рядом с ним имена М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева. Основные положения философской системы Сковороды таких, как учение о трех мирах, двух натурах, о сродном труде, философии сердца получили известность не только в условиях XVIII в., но и позднее сыграли определенную роль в развитии философии не только в Украине, но и в ряде других стран. Учение Сковороды о сердце как источнике высшего знания и бытия прямо или опосредственно получили продолжение в сочинениях Н. Гоголя, П. Юркевича, Д. Чижевского, В.С. Соловьева, П. Флоренского и др. Сковорода высоко ценил роль науки и техники в развитии общества, предвидел большое будущее тех разделов естествознания, которые исследуют атмосферу, электрику, магнетизм. Т. Г. Шевченко в повести "Близнецы" уподобил Сковороду кинику Диогену. Большой интерес к творчеству мыслителя проявил Л. Н. Толстой, составивший его краткую биографию. Цитованість авторів публікації: Бібліографічний опис для цитування: Синяков С. В. Проблема мира и человека в философии Б. Паскаля и Г. Сковороды / С. В. Синяков, Е. Ф. Сластенко // Вісник Національного авіаційного університету. Філософія. Культурологія. - 2014. - № 2. - С. 26-31. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnau_f_2014_2_8. Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|
|
Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського |