РЕФЕРАТИВНА БАЗА ДАНИХ "УКРАЇНІКА НАУКОВА"
Abstract database «Ukrainica Scientific»


Бази даних


Реферативна база даних - результати пошуку


Вид пошуку
Пошуковий запит: (<.>ID=REF-0000722990<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 1

Шевченко Т. М. 
Погруддя-фіміатерії та культ Діоніса в Ольвії / Т. М. Шевченко // Археологія. - 2020. - № 1. - С. 39-56. - Бібліогр.: 52 назв. - укp.

Среди погрудных терракот с чашей-фимиатерием на голове выделяется группа женских изображений с однозначными атрибутами дионисийского культа. На десяти из них митра и венок из листьев и плодов плюща показаны уже в форме, на двух - венок долеплен вручную к уже готовым образам. В Северном Причерноморье таким способом изготовленные бюсты-фимиатерии найдены в Херсонесе, Нимфее и Гермонассе; один известен в юго-западном Причерноморье. Рассмотрены аналогии плющевых венков, изготовленных из лепных деталей, на терракотах разных регионов. Интерпретация лепной чаши на голове как фимиатерия, а не корзины, как предполагалось раньше, дает возможность дополнить картину распространения традиционных в греческом мире эллинистического периода бюстов-фимиатериев. В Ольвии подобные 1фимиатерии, кроме дионисийского персонажа, изображали Афродиту, реже - Мать богов. Невозможно точно ответить, кто именно из фиаса Диониса представлен в данном случае. Гипотеза о том, что это Ариадна, базировалась на том, что она была паредрой Диониса. Впрочем, в художественном искусстве, Дионис изображался и с другими паредрами: Афродитой, позже - одной из полубожественных менад или вакханок, даже с матерью Семелой, с которой, согласно мифу, он никогда не встречался. Надпись II в. до н.э. свидетельствует, что в Ольвии была статуя этого бога вместе со своей матерью. Соответственно, есть вероятность, что синхронные бюсты-фимиатерии изображали Семелу. Большинство анализированных в данной статье образцов найдены в жилищах и относились к семейному почитанию Диониса, один - в ботросе на Восточном теменосе. Эти фимиатерии дополняют свидетельства культа Диониса в Ольвии эллинистического периода, среди которых наиболее интересными и распространенными являются свинцовые букрании и лабрисы, терракотовые быки и вотивные алтарики с изображением Диониса, менады и силена на одной из сторон. Данные терракоты были, фактически, орудием для отправления культа. На них, как и на миниатюрных алтариках, возлагали символические приношения или фимиам при почитании Диониса. Менее активное распространения благовоний не требовало их сожжения и, скорее всего, поэтому следы золы на них не прослеживаются, что находит параллели в других регионах Эллады.


Індекс рубрикатора НБУВ: Т4(2)322Ол + Т491.5 + Т493.1 + Т4(45УКР7)332Ол

Рубрики:

Шифр НБУВ: Ж14310 Пошук видання у каталогах НБУВ 
Повний текст  Наукова періодика України 
Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
(cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
 
Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського
Відділ наукового формування національних реферативних ресурсів
Інститут проблем реєстрації інформації НАН України

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського