Наукова періодика України Вестник двигателестроения


Андриевский М. В. 
Особенности регулирования ракетного двигателя закрытой схемы, работающего на экологически чистых компонентах топлива / М. В. Андриевский, Ю. А. Митиков, Д. А. Шамровский // Вестник двигателестроения. - 2018. - № 1. - С. 16-21. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/vidv_2018_1_4
XXI век уже охарактеризовался новым витком развития космических технологий. Все больше частных компаний выходят на рынок пусковых услуг, предлагая ракеты-носители (РН) разных классов. Наиболее активно в последнее время развивается ниша ракет-носителей легкого класса, которые для сохранения конкурентоспособности должны быть максимально простыми и безопасными как в эксплуатации, так и для окружающей среды. В силу этих обстоятельств, все более популярными становятся экологически чистые высококипящие компоненты топлива, такие как перекись водорода - керосин, что делает разработку схем таких двигателей актуальной. Цель работы - разработка и математическое моделирование схемы регулирования ракетного двигателя, работающего на экологически чистых высококипящих компонентах топлива. Данная схема должна обеспечить регулирование двигателя по давлению газов в камере сгорания в широком диапазоне при неизменном соотношении компонентов топлива. Математическое моделирование регулирования проводится путем решения системы алгебраических нелинейных уравнений, описывающих работу двигателя. Разработана закрытая схема ракетного двигателя, работающего на экологически чистых высококипящих компонентах топлива, основной особенностью которой является наличие частичного расхода окислителя на газогенератор. Выполнено математическое моделирование регулирования такого двигателя по режиму и соотношению компонентов топлива. Научная новизна состоит в том, что управление режимом двигателя осуществляется совместной работой двух дросселей, установленных по линии питания газогенератора и камеры окислителя. Такая схема позволяет регулировать двигатель в очень широком диапазоне давления газов в камере сгорания при сохранении неизменным заданного соотношения компонентов топлива, что значительно упрощает работу системы управления расходом топлива и позволяет снизить диапазон располагаемых приведенных потерь на дросселях. При этом, управление соотношением расходов компонентов топлива осуществляется дросселем, установленным по линии питания камеры горючим, который работает независимо от системы управления режимом двигателя. Практическая значимость определяется проведенным математическим моделированием схемы регулирования ракетного двигателя при совместной работе двух дросселей. Показано как совместное влияние двух дросселей на режим работы двигателя, так и отдельное влияние каждого из дросселей. Результат работы позволяет перейти к практической реализации схемы и экспериментальной отработки.
  Повний текст PDF - 578.37 Kb    Зміст випуску     Цитування публікації

Цитованість авторів публікації:
  • Андриевский М.
  • Митиков Ю.
  • Шамровский Д.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Андриевский М. В. Особенности регулирования ракетного двигателя закрытой схемы, работающего на экологически чистых компонентах топлива / М. В. Андриевский, Ю. А. Митиков, Д. А. Шамровский // Вестник двигателестроения. - 2018. - № 1. - С. 16-21. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/vidv_2018_1_4.

      Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського