Наукова періодика України Slobozhanskyi herald of science and sport


Богуш В. 
Критерии оценки показателей быстроты движений у юношей в академической гребле / В. Богуш, С. Гетманцев, О. Кувалдина, Ю. Кулаков, О. Сокол, Е. Яцунский // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2016. - № 6. - С. 24-31. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/snsv_2016_6_6
Цель работы - разработать критерии оценки показателей и составляющих элементов физического качества быстроты. Обследованы юноши, специализирующиеся в академической гребле, различающиеся по возрасту и спортивной квалификации. Исследованы сенсомоторные реакции на звуковой и световой раздражители, а также по разработанной авторской методике измерения эффекта тренирующего действия определены темп, время и скорость одного движения, частота движений. Процесс тестирования моделирует типичные условия тренировочной и соревновательной деятельности и оценивает выполнение задания. На основании проведенных комплексных исследований показателей физического качества быстроты и составляющих ее элементов (темпа, времени и скорости одного движения, частоты движений) разработаны критерии их оценки для юношей разных возрастов и спортивной квалификации, занимающихся академической греблей. Предложенная методика исследований позволяет изучать силу и подвижность нервных процессов, функциональную выносливость и психомоторную работоспособность спортсменов. Сделаны выводы, что разработанные критерии оценки физического качества быстроты позволяют выявить индивидуальные психофизиологические особенности организма спортсмена, что даст возможность вносить коррективы в совершенствование скоростных способностей и эффективно управлять тренировочным процессом.Цель работы - разработать критерии оценки скоростных способностей по темпу движений, времени и скорости одного движения, частоте движений, обеспечивающих выполнение двигательных действий в определенных условиях конкретного промежутка времени. Обследованы девушки, учащиеся Высшего училища физической культуры и студентки вузов, специализирующиеся в академической гребле, различных возрастных групп и спортивной квалификации (n = 73). По разработанной авторской методике измерения эффекта тренирующего действия изучены скоростные способности, характеризующие проявление качества быстроты. На специальном стенде спортсмены совершали движения рукой от мишени к мишени. В первом периоде теста, продолжительностью 15 с, спортсменки должны были набрать максимальную скорость; во втором периоде, длительностью 60 с, необходимо было поддерживать достигнутую скорость - исследовалась дистанционная скорость; в третьем периоде - 15 с, определялась скоростная выносливость - спортсменки должны были выполнять двигательное задание с максимальной скоростью. Определены темп, время и скорость одиночного движения, частота движений, а также исследованы сенсомоторные реакции на звуковой и световой раздражители при моделировании условий тренировочной и соревновательной деятельности. Установлено, что формирование и совершенствование двигательных способностей в конкретные возрастные диапазоны обусловлено высокими темпами развития морфологических и функциональных показателей в сенситивные периоды. Полученные результаты характеризуют индивидуальные психофизиологические особенности организма спортсменок в условиях моделирования спортивной деятельности, показывают различную реакцию в наблюдаемых возрастных группах, разный уровень спортивной квалификации, что дает возможность вносить коррективы в процесс совершенствования скоростных способностей и эффективно управлять тренировочным процессом. На основании сравнительного анализа проведенных исследований разработаны критерии оценки физического качества быстроты и ее составляющих (темп, время и скорость одиночного движения, частота движений). Предложенную методику исследования эффекта тренирующего действия можно применять для целенаправленного изучения и развития физического качества быстроты в тренировочном процессе, и для определения перспективности спортсменов и применения как одной из составляющих частей методики отбора на различных этапах совершенствования спортивной подготовки и повышения уровня спортивной квалификации. Цель работы - разработать количественные критерии оценки физического качества быстроты и составляющих ее элементов для моделирования тренировочного процесса в гребле на байдарках. Обследованы юноши, специализирующиеся в гребле на байдарках, различающиеся по возрасту и спортивной квалификации. Исследованы по разработанной методике измерения эффекта тренирующего действия темп, время и скорость одного движения, частота движений, а также сенсомоторные реакции на звуковой и световой раздражители. Процесс тестирования моделирует типичные условия тренировочной и соревновательной деятельности и оценивает выполнение задания. На основании проведенных комплексных исследований показателей физического качества быстроты и составляющих элементов разработаны критерии их оценки для юношей разных возрастов в спортивной квалификации, занимающихся греблей на байдарках. Предложенная методика исследований и сравнительного анализа средних величин, а также относительных отклонений показателей физического состояния обследованных спортсменов от модельных характеристик могут свидетельствовать о функциональной подготовленности гребцов. Выводы: проведенное исследование позволило констатировать достаточную эффективность разработанной нами методики измерения эффекта тренирующего действия для определения физического качества быстроты спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках, что дает основание рекомендовать ее для практического использования в тренировочных занятиях.
  Повний текст PDF - 339.551 Kb    Зміст випуску     Цитування публікації

Цитованість авторів публікації:
  • Богуш В.
  • Гетманцев С.
  • Кувалдина О.
  • Кулаков Ю.
  • Сокол О.
  • Яцунский Е.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Богуш В. Критерии оценки показателей быстроты движений у юношей в академической гребле / В. Богуш, С. Гетманцев, О. Кувалдина, Ю. Кулаков, О. Сокол, Е. Яцунский // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2016. - № 6. - С. 24-31. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/snsv_2016_6_6.

    Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
    (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  • Богуш Володимир Леонідович (фізичне виховання та спорт)
  • Гетманцев Сергій Васильович (фізичне виховання та спорт)
  • Сокол Ольга Володимирівна (фізичне виховання та спорт)
  • Сокол Олена Миколаївна (медичні науки)
  •   Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського