Наукова періодика України Авіаційно-космічна техніка і технологія


Тарасенко А. А. 
Нестационарные крутильные колебания пропульсивного комплекса с учетом волновых явлений в валопроводе и работы регулятора скорости дизеля / А. А. Тарасенко, А. И. Тарасенко // Авиационно-космическая техника и технология. - 2019. - № 8. - С. 73–77. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/aktit_2019_8_13
Судовой пропульсивный комплекс рассматривается как крутильная система с распределенными параметрами, состоящая из маховиков (отсеков цилиндра, гребного винта), соединенных валами. Валы могут быть невесомыми (только жесткость) либо иметь распределенные параметры. Современные судаконтейнеровозы имеют валопровод длиной 120 метров при мощности 86 МВт. Такой валопровод целесообразно считать валом с распределенными параметрами и учесть возникающие при оголении и погружении гребного винта усилия, сопровождающиеся волновыми эффектами. Рассмотрено влияние работы регулятора на состояние валопровода. Предложена расчетная схема и математическая модель, позволяющие выполнить расчеты крутильной системы как системы с распределенными параметрами. Оголение (выход из воды) гребного винта сопровождается уменьшением крутящего момента на нем практически до нуля. Это состояние может длиться несколько секунд и сопровождается понижением температуры поступающих в турбину турбонаддувочного агрегата газов (малая топливоподача при практически той же скорости вращения). Турбонаддувочный агрегат при этом уменьшает свою скорость вращения, что приводит к падению давления продувочного воздуха. Погружение гребного винта сопровождается резким возрастанием крутящего момента на гребном винте. Регулятор скорости дает максимальную с учетом ограничений топливоподачу. Скорость дизеля начинает уменьшаться, а давление продувочного воздуха возрастает. Если при расчетах нестационарных крутильных колебаний, возникающих при этом, использовать порядка 70 форм (используют две), то можно получить волну, бегущую по валопроводу, как от гребного винта, так и от дизеля. Эти волны взаимодействуют между собой и приводят к троекратному увеличению крутящего момента в гребном винте. Предложен рациональный режим работы регулятора скорости, при котором пропускается несколько вспышек в процессе погружения гребного винта. Для коротких валопроводов запаздывания, имеющегося в регуляторе, может оказаться достаточно. Для длинных нужно принимать дополнительные меры. Можно сделать вывод о необходимости при расчетах нестационарных колебаний использования порядка 70 форм (используют две) и организации запаздывания регулятора скорости при резком увеличении нагрузки на гребной винт.
  Повний текст PDF - 484.985 Kb    Зміст випуску     Цитування публікації

Цитованість авторів публікації:
  • Тарасенко А.
  • Тарасенко А.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Тарасенко А. А. Нестационарные крутильные колебания пропульсивного комплекса с учетом волновых явлений в валопроводе и работы регулятора скорости дизеля / А. А. Тарасенко, А. И. Тарасенко // Авиационно-космическая техника и технология. - 2019. - № 8. - С. 73–77. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/aktit_2019_8_13.

    Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
    (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  • Тарасенко Олександр Іванович (технічні науки)
  •   Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського