Наукова періодика України | Український журнал з проблем медицини праці | ||
Лалыменко О. С. Особенности формирования профессионального выгорания у преподавателей медицинского высшего учебного заведения / О. С. Лалыменко, И. Беккельманн, В. А. Капустник, И. В. Завгородний, В. Ф. Забашта, Е. А. Третьякова, М. А. Тымбота // Український журнал з проблем медицини праці. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 121-130. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Ujpmp_2019_15_2_6 Цель исследования - изучить формирование синдрома профессионального выгорания у преподавателей медицинского вуза с учетом области специализации преподавателей, их возрастных и гендерных различий. С помощью опросника Maslach Burnout Inventory - General Survey (MBI-GS) опрошены преподаватели кафедр гуманитарного, естественнонаучного и клинического профиля Харьковского национального медицинского университета (всего 81 респондент). Результаты оценены по 3 шкалам: "Эмоциональное истощение", "Деперсонализация", "Личные достижения". Риск профессионального выгорания оценен по классификации риска профессионального выгорания R. Kalimo и соавт. Анализ произведен на уровне значимости <$E р~<<~0,05>. Установлено, что высокий уровень эмоционального истощения проявлялся у 28,6 % и 10,5 % женщин до 36 лет клинического и гуманитарного профиля преподавания и был в равной степени выражен у мужчин и женщин 36 - 48 лет - преподавателей естественнонаучного направления. Наиболее высокие значения эмоционального истощения средней степени выявлены у 30,1 % мужчин - преподавателей клинического профиля. Деперсонализация в равной степени выражена у 21,4 % женщин и 20,0 % мужчин до 36 лет - преподавателей клинического профиля и у 12,5 % мужчин - преподавателей естественных наук 36 - 48 лет. Наиболее низкий уровень личных достижений зарегистрирован у мужчин: 25,0 % преподавателей 36 - 48 лет и 12,5 % преподавателей естественных наук старше 48,6 лет и у 20,0 % преподавателей клинических кафедр старше 48 лет. У большинства преподавателей медицинского университета выявлен риск развития профессионального выгорания средней степени выраженности: у 28,6 %, 15,7 % женщин до 36 лет - преподавателей кафедр клинического и гуманитарного направления соответственно; у преподавателей старше 48,6 лет: 25 % мужчин и 16,7 % женщин естественнонаучного профиля и 20,0 % мужчин и 14,2 % женщин клинического профиля. Высокий риск развития профессионального выгорания выявлен у 1 респондента. У преподавателей клинического и естественнонаучного профиля чаще выявляли повышенное эмоциональное истощение и деперсонализацию, чем у преподавателей гуманитарного профиля. Уровень по шкале "Личные достижения" был ниже у мужчин 36,6 - 48,6 лет - преподавателей клинического направления и естественнонаучного профиля по сравнению с аналогичным показателем у преподавателей гуманитарного профиля. Цитованість авторів публікації: Бібліографічний опис для цитування: Лалыменко О. С. Особенности формирования профессионального выгорания у преподавателей медицинского высшего учебного заведения / О. С. Лалыменко, И. Беккельманн, В. А. Капустник, И. В. Завгородний, В. Ф. Забашта, Е. А. Третьякова, М. А. Тымбота // Український журнал з проблем медицини праці. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 121-130. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Ujpmp_2019_15_2_6.Додаткова інформація про автора(ів) публікації: (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|
|
Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського |