Наукова періодика України Progress in Physics of Metals


Громов В. Е. 
Деградация структуры и свойств металла рельсов при длительной эксплуатации / В. Е. Громов, Ю. Ф. Иванов, О. А. Перегудов, К. В. Морозов, А. П. Семин // Успехи физики металлов. - 2016. - Т. 17, № 3. - С. 253-296. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/UPhM_2016_17_3_4
С помощью методов оптической, сканирующей, просвечивающей электронной дифракционной микроскопии и измерения микротвердости и трибологических параметров установлены закономерности изменения структурно-фазовых состояний и дефектной субструктуры поверхностных слоев рельсов до 10 мм по центральной оси и выкружке после длительной эксплуатации (пропущенный тоннаж - 500 и 1 000 млн т брутто). Показано, что скорость износа по центральной оси увеличивается в 3 и 3,4 раза при пропущенном тоннаже в 500 и 1 000 млн т соответственно, а коэффициент трения снижается в 1,4 и 1,1 раза. По характеру излома и уровню дефектности выделены и проанализированы три слоя: поверхностный, переходный и основной объем металла. После 500 млн т пропущенного тоннажа пластины цементита полностью разрушаются и формируются частицы цементита округлой формы размерами 10 - 50 нм. После 1000 млн т отмечено протекание начальной стадии динамической рекристаллизации. Обсуждены возможные причины наблюдаемых закономерностей. Отмечено, что при эксплуатации рельсов возможно протекание двух конкурирующих процессов: процесса разрезания частиц цементита с последующим выносом их в объем ферритных зерен или пластин (в структуре перлита), процесса разрезания, последующего растворения частиц цементита, перехода атомов C на дислокации (атмосферы Коттрелла), переноса атомов C дислокациями в объем зерен (или пластин) феррита с последующим формированием наноразмерных частиц цементита. Деформационное преобразование стали приводит к увеличению скалярной и избыточной плотности дислокаций, величины кривизны-кручения кристаллической решетки и амплитуды внутренних полей напряжений. Выявлены элементы структуры, способные быть концентраторами напряжений. Выполнен количественный анализ механизмов упрочнения рельсов на различном расстоянии от поверхности катания по центральной оси и по выкружке после длительной эксплуатации. Показано, что упрочнение носит многофакторный характер и обусловлено: субструктурным упрочнением, вызванным формированием наноразмерных фрагментов; дисперсионным упрочнением частицами карбидной фазы; упрочнением, обусловленным формированием на дислокациях атмосфер Коттрелла и Сузуки; внутренними полями напряжений, формирующимися внутри- и межфазными границами.
  Повний текст PDF - 1.279 Mb    Зміст випуску     Цитування публікації

Цитованість авторів публікації:
  • Громов В.
  • Иванов Ю.
  • Перегудов О.
  • Морозов К.
  • Семин А.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Громов В. Е. Деградация структуры и свойств металла рельсов при длительной эксплуатации / В. Е. Громов, Ю. Ф. Иванов, О. А. Перегудов, К. В. Морозов, А. П. Семин // Успехи физики металлов. - 2016. - Т. 17, № 3. - С. 253-296. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/UPhM_2016_17_3_4.

    Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
    (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  • Морозов Костянтин В'ячеславович (технічні науки)
  •   Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського