Наукова періодика України Метал та лиття України


Бабаченко А. И. 
Надежность железнодорожных колес, изготовленных разными способами производства. / А. И. Бабаченко, А. А. Кононенко, Р. В. Подольский, Ж. А. Дементьева, Е. А. Шпак, О. Ф. Клиновая // Металл и литье Украины. - 2019. - № 3-4. - С. 48-57.
Исследованы различные показатели надежности литых и цельнокатаных железнодорожных колес. Установлено, что литые колеса (марка C по AAR M 107/208), имея высокие значения прочностных свойств (временное сопротивление и твердость), по таким важным показателям надежности, как относительное сужение, относительное удлинение, ударная вязкость и вязкость разрушения значительно уступают цельнокатаным колесам (марка Т и 2 по ГОСТ 10791-2011), при этом уровень относительного удлинения, ударной вязкости и вязкости разрушения литых колес не соответствует требованиям ГОСТ 10791-2011.Исследованы различные показатели надежности литых и цельнокатаных железнодорожных колес. Установлено, что литые колеса (класс С по AAR M-107/M-208), имея высокие значения прочностных свойств (временное сопротивление и твердость), по таким важным показателям надежности как относительное сужение, относительное удлинение, ударная вязкость и вязкость разрушения значительно уступают цельнокатаным колесам (марка Т и 2 по ДСТУГОСТ 10791:2016), aпри этом уровень относительно удлинения, ударной вязкости и вязкости разрушения литых колес не соответствует требованиям ДСТУ ГОСТ 10791.2016. Установлено, что наличие большого количества крупных неметаллических включений неблагоприятной (лентообразной) формы может привести к возникновению трещины, которая в сочетании слитой, направленной структурой в сечении железнодорожных колес способствует распространению возникшей трещины. С позиции механики разрушения неметаллические включения являются концентраторами напряжений, такими же, как микротрещины. При этом максимальное напряжение у вершины сульфидного включения, ленточного или эвтектики, характерных для литого колеса, длина которых составляет около 0,05 мм, при толщине 0,005 мм, при напряжении в ободе колеса 500 МПа, может достигать величины порядка 3200 Н/мм<^>3/2, что превышает допустимый уровень коэффициента интенсивности напряжений для этих колес в 2 раза. Для цельнокатаного колеса характерна плотная однородная макроструктура; микроструктура цельнокатаного колеса равномерная, а неметаллические включения имеют округлую форму. Также низкие значения ударной вязкости, которая характеризует способность материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки, особенно при минусовых температурах, способствуют повышению вероятности неконтролируемого разрушения изделий в процессе эксплуатации. Установлено, что при пониженных температурах литое колесо имеет значение ударной вязкости в несколько раз ниже, чем цельнокатаные колеса. Определение сферы возможного применения литых колес требует дальнейших исследований.
33
    Зміст випуску     Цитування публікації

Повний текст публікації буде доступним після 01.05.2024 р., через 33 днів


Цитованість авторів публікації:
  • Бабаченко А.
  • Кононенко А.
  • Подольский Р.
  • Дементьева Ж.
  • Шпак Е.
  • Клиновая О.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Бабаченко А. И. Надежность железнодорожных колес, изготовленных разными способами производства. / А. И. Бабаченко, А. А. Кононенко, Р. В. Подольский, Ж. А. Дементьева, Е. А. Шпак, О. Ф. Клиновая // Металл и литье Украины. - 2019. - № 3-4. - С. 48-57..

    Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
    (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  • Кононенко Ганна Андріївна (1982–) (технічні науки)
  •   Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського