Наукова періодика України Метал та лиття України


Бабаченко А. И. 
Надежность железнодорожных колес, изготовленных разными способами производства / А. И. Бабаченко, А. А. Кононенко, А. Н. Хулин, Ж. А. Дементьева, Е. А. Шпак, О. Ф. Клиновая // Металл и литье Украины. - 2018. - № 7-8. - С. 68-75. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/MLU_2018_7-8_14
Исследованы различные показатели надежности литых и цельнокатаных железнодорожных колес. Установлено, что литые колеса (марка C по AAR M 107/208), имея высокие значения прочностных свойств (временное сопротивление и твердость), по таким важным показателям надежности, как относительное сужение, относительное удлинение, ударная вязкость и вязкость разрушения значительно уступают цельнокатаным колесам (марка Т и 2 по ГОСТ 10791-2011), при этом уровень относительного удлинения, ударной вязкости и вязкости разрушения литых колес не соответствует требованиям ГОСТ 10791-2011.Исследованы различные показатели надежности литых и цельнокатаных железнодорожных колес. Установлено, что литые колеса (класс С по AAR M-107/M-208), имея высокие значения прочностных свойств (временное сопротивление и твердость), по таким важным показателям надежности как относительное сужение, относительное удлинение, ударная вязкость и вязкость разрушения значительно уступают цельнокатаным колесам (марка Т и 2 по ДСТУГОСТ 10791:2016), aпри этом уровень относительно удлинения, ударной вязкости и вязкости разрушения литых колес не соответствует требованиям ДСТУ ГОСТ 10791.2016. Установлено, что наличие большого количества крупных неметаллических включений неблагоприятной (лентообразной) формы может привести к возникновению трещины, которая в сочетании слитой, направленной структурой в сечении железнодорожных колес способствует распространению возникшей трещины. С позиции механики разрушения неметаллические включения являются концентраторами напряжений, такими же, как микротрещины. При этом максимальное напряжение у вершины сульфидного включения, ленточного или эвтектики, характерных для литого колеса, длина которых составляет около 0,05 мм, при толщине 0,005 мм, при напряжении в ободе колеса 500 МПа, может достигать величины порядка 3200 Н/мм<^>3/2, что превышает допустимый уровень коэффициента интенсивности напряжений для этих колес в 2 раза. Для цельнокатаного колеса характерна плотная однородная макроструктура; микроструктура цельнокатаного колеса равномерная, а неметаллические включения имеют округлую форму. Также низкие значения ударной вязкости, которая характеризует способность материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки, особенно при минусовых температурах, способствуют повышению вероятности неконтролируемого разрушения изделий в процессе эксплуатации. Установлено, что при пониженных температурах литое колесо имеет значение ударной вязкости в несколько раз ниже, чем цельнокатаные колеса. Определение сферы возможного применения литых колес требует дальнейших исследований.
  Повний текст PDF - 5.494 Mb    Зміст випуску     Цитування публікації

Цитованість авторів публікації:
  • Бабаченко А.
  • Кононенко А.
  • Хулин А.
  • Дементьева Ж.
  • Шпак Е.
  • Клиновая О.

  • Бібліографічний опис для цитування:

    Бабаченко А. И. Надежность железнодорожных колес, изготовленных разными способами производства / А. И. Бабаченко, А. А. Кононенко, А. Н. Хулин, Ж. А. Дементьева, Е. А. Шпак, О. Ф. Клиновая // Металл и литье Украины. - 2018. - № 7-8. - С. 68-75. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/MLU_2018_7-8_14.

    Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
    (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  • Кононенко Ганна Андріївна (1982–) (технічні науки)
  •   Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
     
    Відділ інформаційно-комунікаційних технологій
    Пам`ятка користувача

    Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського