
Известия. – 13.08.2015

Анжелина Григорян, Анна Змановская
«Дождь» и РБК продвигают интересы Великобритании

Передача під назвою "ВВС" на телеканалі "Дождь" виходить щодня і
позиціонується як«чисто англійський погляд на російські події і репортажі

кореспондентів з усього світу. Наприклад на телеканалі обговорили птання чи «хочуть
росіяни війни». Відставний російський генерал заявив, що Росія може почати війну з

Україною, якщо Київ піде в наступ на Донбасі.
http://izvestia.ru/news/589880#ixzz3igDD9Wt0

Телеканалы РБК-ТВ и «Дождь», сотрудничая с английской ВВС, «доставляют
нужную МИД Великобритании информацию российской аудитории». Об этом говорится в
отчете комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании, подготовившем
доклад о деятельности МИД Британии (документ есть у «Известий»). Как заявляют авторы
доклада, такая политика «мягкой силы» крайне эффективна для продвижения интересов
Великобритании за рубежом и в этой ситуации не следует сокращать гранты МИДа на
финансирование зарубежного вещания. Представители «Дождя» и РБК заявляют, что
работают с ВВС на безвозмездной основе, однако эксперты уверены, что прямое
финансирование возможно. Сотрудничество РБК и «Дождя» с BBC продолжается до сих
пор — это видно по программной сетке телеканалов. Эксперты уверены: используемая
английскими властями «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов под
видом образовательного, культурного сотрудничества. 

Выбор очевиден
Как сообщается в отчете комитета по иностранным делам палаты общин

Великобритании, BBC наращивает свои усилия — предлагает «разнообразный
мультимедийный контент для своих зрителей по всему миру», инвестируя в различные
ТВ-проекты.

«Стратегия BBC — увеличение доступа к контенту на ТВ и цифровых платформах
— работает», — говорится в отчете. Так, «BBC продолжает «подстраиваться» под
потребности своих аудиторий, чтобы оставаться актуальной, наращивая свои усилия по
всему миру», отмечается в документе. Речь идет о прямом финансировании таких проектов
— «чтобы заполучить аудиторию по всему миру, BBC инвестировала средства в ТВ-
проекты в различных странах». 

В качестве двух основных площадок для продвижения ВВС использовала два
российских телеканала — «Дождь» и РБК-ТВ. 

Контент BBC был размещен в 10-минутных новостях в программе 24-часового
вещания «Дождя». 

Главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь отметил, что журналисты
BBC сами определяют темы, которые будут освещены в эфире российского телеканала.

— BBC тематику выпусков определяют сами. С нашей стороны есть только одно
условие — никто из наших партнеров не может нарушать закон, и мы за этим строго
следим. Даже если они в другой стране, они должны выполнять все условия российского
законодательства, — сказал он.

Согласно финансовой отчетности BBC за 2013–2014 годы, с которой ознакомились
«Известия», ВВС сотрудничает также и с телеканалом РБК. Интересно, что британская
компания за этот период заполучила достаточно широкую аудиторию с помощью
неанглийских телевизионных служб по всему миру, в том числе российских. 

По данным отчета BBC, «российское телевизионное вещание и два партнерских
канала — «Дождь» и РБК — функционируют хорошо и еженедельно достигают аудитории



в 3,2 млн зрителей». В свою очередь, «BBC Russia TV высоко ценятся своей аудиторией за
то, что сюжеты актуальны и достоверны и остаются беспристрастными и объективными».

Заместитель главного редактора РБК-ТВ Алексей Зуйченко не стал говорить о
подробностях взаимоотношений с BBC, поскольку это «коммерческие условия».

— Мы заказываем какие-то материалы у них или просто пытаемся выяснить
британскую точку зрения по какому-то вопросу, обозреватели на несколько минут
включаются и излагают ее, — сказал Зуйченко.

Источник, близкий к руководству РБК, рассказал, что телеканал не получает денег
от BBC за размещение британского контента.

— Это средство «халявного» заполнения эфира: у журналистов BBC очень хороший
уровень подготовки, они готовы рассуждать на разные темы достаточно вменяемо и при
этом совершенно не берут денег за то, что выступают в нашем эфире. Поскольку телеканал
РБК не самый богатый, это выгодно — мы получаем качественный эфирный продукт, не
тратя ни копейки денег. Мы не платим даже за спутник, передачу сигнала, студию,
оборудование и пр. То есть финансовых взаимоотношений нет. Для них это выгодно с
точки зрения имиджа — то, что они представляют свое мнение по всему миру, — говорит
собеседник.

В пресс-службе BBC World Service отметили, что компания сотрудничает с медиа
партнерами со всего мира, в том числе с ТК "Дождь" и РБК.

- Партнерские станции выпускают наши новостные программы, - сказали в
пресс-службе. - В 2014 году модель финансирования BBC World Service изменилась –
раньше компания получала гранты от МИД Великобритании – сейчас же существует за
счет лицензионного сбора (налоги граждан Великобритании. Прим. «Известий»). 

Участники рынка сомневаются, что «Дождь» и РБК-ТВ работают бесплатно. 
— Иностранные компании получают из бюджета деньги именно на

финансирование таких вот оппозиционных проектов. Как они проводят их — уже другой
вопрос, но уверен, что финансирование идет, и неплохое. Ежегодно правительства США и
Великобритании тратят на продвижение своей идеологии в России сотни миллионов
долларов, — говорит один из  топ-менеджеров федерального телеканала. — Для них это
важно. Почти так же, как и обезопасить информационное пространство у себя на родине.
Неудивительно, что у RT довольно часто возникают проблемы в Англии из-за претензий
местного регулятора. Это всё звенья одной цепи. 

В разговоре с «Известиями» источник на РБК подтвердил, что журналисты BBC
часто отказываются комментировать неприятные для них темы.

— Это касается, например, скандалов со снятыми журналистскими материалами с
BBC, в том числе пророссийского содержания. Когда возникают такие конфликты,
сотрудники британской компании отказываются говорить об этом, что разочаровывает.
Все эти разговоры про их так называемые свободные правила — это полная ерунда, —
добавил собеседник.

По мнению экспертов, выбор ВВС телеканалов для продвижения «своей картинки»
очевиден. 

— Главная цель ТК «Дождь» — дестабилизация ситуации в стране. Компания
обратилась к зарубежным спонсорам, которые в этом заинтересованы, — комментирует
доклад профессор Финансового университета при правительстве РФ политолог Александр
Шатилов.

Сотрудничество не закончилось
Сотрудничество РБК с BBC продолжается до сих пор, что видно по программной

сетке телеканалов. Так, ведущий программы «Сегодня. Главное» на РБК дважды в неделю
выходит на связь с обозревателем русской службы BBC в Лондоне и просит оценить те



или иные последние события. Например, визит Керри в Россию, телефонные переговоры
Путина и британского премьера Кэмерона, интервью BBC президента Украины Петра
Порошенко.

Передача под названием «BBC на «Дожде» выходит каждый день и
позиционируется как «чисто английский взгляд на российские события и репортажи
корреспондентов BBC со всего света». Это новостные выпуски из студии «Дождя», но с
репортажами от обозревателей BBC. 10 августа 2015, например, обсудили, «хотят ли
русские войны». Отставной российский генерал заявил BBC, что Россия может начать
войну с Украиной, если Киев пойдет в наступление в Донбассе. Также рассказали, как
власти Британии борются с нелегальными мигрантами и решают проблему буйных
авиапассажиров.

«Мягкая сила» Британского совета
Международная организация, призванная развивать сотрудничество в области

образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами, является
также важным политическим инструментом. В отчетности комитета по иностранным
делам палаты общин Великобритании отмечается, что культурные и образовательные цели
для Британского совета — главные. Но совет является также важным «инструментом
публичной дипломатии Великобритании и «мягкой силы»». Великобритания в настоящее
время «хорошо работает в глобальной конкуренции «мягкой силы» и параллельно
наращивает свое влияние и конкурирующие силы».

— Все международные организации гуманитарного профиля в основном являются
структурами двойного назначения, — отметил в разговоре с «Известиями» Александр
Шатилов. — С одной стороны, у таких организаций есть заявленные позитивные цели —
просвещение, прогресс и т.д., но с другой — на самом деле они являются проводниками
государств, которые их финансируют, в частности это касается Британского совета.

Эксперт пояснил, что «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов
под видом образовательного, культурного, неполитического сотрудничества.

— Происходит это через выдачу грантов НКО, организацию стажировок
оппозиционерам и т.д., — говорит Шатилов. — Сейчас Британский совет, чтобы не
навлечь санкций со стороны России, ведет «тихую» работу, но это не исключает того, что
организацией ведется работа по дестабилизации ситуации в стране.

В Британском совете по всему миру работают более 7 тыс. штатных сотрудников,
офисы организации есть в 110 странах мира. В России совет действует более 20 лет.
Действует только в Москве, в остальных городах — Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и
т.д.— центры были закрыты ранее.

В МИД Великобритании не предоставили комментариев «Известиям». 
Согласно базе данных СПАРК, в 2012 и 2013 годах телеканал «Дождь» ушел в

минус — чистый убыток составил около 124 млн и 114 млн соответственно. Годовые
отчеты компании в открытом доступе не размещены. Как писали «Известия», «Дождь» за 2
года получил более 30 млн рублей от Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям (Роспечать). Согласно данным Роспечати, «Дождь» в 2011 и 2012 годах
получал средства на производство цикла роликов социальной рекламы «Все разные. Все
равные». Государство заплатило за семь роликов по 60 секунд по 1,3 млн рублей за
каждый. Телепрограмма «Книги» на телеканале «Дождь» также получила субсидию в
размере 2 млн рублей. В 2013 году господдержку «Дождь» не получил, так как сайт
телеканала перешел в платный режим.

По данным годового отчета РБК, в 2013 году общая выручка холдинга составила
5,59 млрд рублей. Доходы от телевидения в структуре выручки находятся на третьем месте
— 18% (интернет-направления — 48%, направления регистрации доменов и хостинга —



27%, печатные издания — 7%). Выручка РБК-ТВ составила почти 1 млрд рублей, что на
18% больше, чем в 2012 году. 

РБК и «Дождь» не первый раз обвиняют в связи с властями зарубежных стран.
«Известия» в апреле сообщали о планах РБК-ТВ по сотрудничеству с «Голосом Америки».
В материалах американской правительственной организации Совета управляющих по
вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG), которая объединяет Радио
«Свободная Европа»/Радио «Свобода» (RFE/RL), «Голос Америки» (VOA) и другие
государственные медиаканалы США, говорится, что бюджет русского вещания вырастет с
$4,09 млн до $4,14 млн.

«Голос Америки» и РБК-ТВ планируют расширить эфирное время совместного
производимого контента до 60 минут в неделю с использованием студий [«Голоса
Америки»] и журналистских ресурсов в Вашингтоне и Нью-Йорке», — сказано в
материалах BBG.

 В числе партнеров «Голоса Америки» в материалах BBG 2014 года указывались
ресурс «Грани.ру» и телеканал «Дождь».


